Последний автобус: 23 семьи вынужденных переселенцев из Арцаха в бывшей больнице Гюмри

  • 12:51 29.07.2024

Депортированные арцахцы могут жить в «корпусе больницы» до тех пор, пока не обретут собственное жилье.

С октября 2023 года в корпусе бывшей инфекционной больницы Гюмри проживают 41 вынужденный переселенец из Арцаха, в целом — 23 семьи. Это люди, прибывшие в Армению на последних автобусах и не сумевшие найти себе жилье.

Ворота больницы открыты, двор пуст. В окне первого этажа до сих пор висит объявление о тесте на Ковид-19, а внутри здания, на самых заметных местах, вывешены контакты инспектора полиции. В коридорах тишина, как будто в здании никого нет…

 

Нас приветствует одна из жильцов, Сильва Брутян, и приглашает в свою комнату. Как только вы входите, ваш взгляд привлекают вышивки, с помощью которых Сильва пытается добавить комфорта в своей маленькой, но чистой и опрятной комнате.

Рукоделием занимается с 4 класса. Сейчас, когда она не работает, снова занялась вышивкой, пытаясь немного заработать. Говорит, что нитки и лоскутки передала заместитель губернатора Анна Мартикян.

«Она приезжает к нам каждую неделю, узнает о проблемах, которые нас волнуют, поддерживает нас. Мы все ее любим и в целом довольны отношением гюмрийцев».

Одинокая женщина была вынуждена покинуть Арцах в ночь на 27 сентября 2023 года. На следующий день добралась до Гориса, откуда прибыла в Гюмри с последней группой вынужденных переселенцев.

Сильва родилась в Армении и выросла в детском доме, в 1999 году уехала в Арцах и поселилась в Тигранакерте. Здесь она создала семью и родила ребенка. Занималась сельским хозяйством.

 

После 44-дневной войны, когда Тигранакерт перешел под контроль врага, Сильва вместе с дочерью переехала в Степанакерт, где правительство Арцаха предоставило им жилье. До сентября 2023 года работала в плодоовощном магазине.

«27 сентября в Степанакерте уже были азербайджанцы. Я поняла, что надо уезжать. В тот день я постирала, в последний раз убралась в доме и, взяв лишь немного одежды и свежеиспеченный хлеб, пошла на площадь. Там собрались люди, у которых не было своих машин, и они ждали последних автобусов.

На площади царила паническая ситуация, многим людям было нечего есть. Я угощала их своим испеченным хлебом. Я была рада, что могу быть полезна людям из дальних деревень.

Двери магазинов были открыты. Вместе со всеми я тоже зашла и взяла занавеску, настенные часы и электрический чайник, которыми здесь пользуюсь».

В Ширакском марзе Сильва и другие оставшиеся без крова арцахцы около двух недель жили в гостинице «Гюмри», затем их перевели в здание бывшей инфекционной больницы.

«С того дня, как мы приехали, нам помогает областная администрация, муниципалитет и различные организации. Два раза в неделю мы получаем продукты и предметы гигиены. Мы сами готовим еду, убираемся в комнатах. По очереди поддерживаем чистоту в ванной, хотя в здании есть и уборщица».

Если по жилищной программе удастся получить дом и земельный участок в Ширакской области, Сильва останется здесь, будет заниматься сельским хозяйством, заботиться о своих нуждах и помогать дочери и внуку, живущим в России. В то же время она не теряет надежды, что когда-нибудь удастся вернуться и в Арцах…

Карине Агаджанян, дважды депортированная, также проживает в здании гюмрийской больницы вместе со своим сыном-инвалидом с детства.

В свое время Карине из Ванадзора переселилась в общину Ишханадзор Кашатагского района. После войны 2020 года она перебралась в село Вардадзор Аскеранского района. Ей дали дом и небольшой участок земли, где она выращивала овощи. Сын Норайр учился в средней школе села Нахиджеваник Аскеранского района.

«19 сентября я поехала в Аскеран получать пособие на ребенка, началась война, и я уже не смогла вернуться в село. Все важные документы я оставила дома, не смогла взять с собой ни одежду, ни другие вещи».

Карине вместе с односельчанами поехала в аэропорт Степанакерта и пробыла там несколько дней. Они уехали в Армению на последних автобусах. Приехали в Вайк, а затем в Гюмри.

«Здесь мы чувствуем себя в безопасности. Правда, для двоих комната слишком мала, но ничего не поделаешь, другого выхода я не вижу. Мы едим, проводим целый день и спим в этой комнате.

Мой сын инвалид с рождения, мне невероятно трудно, но я держусь».

Карине, уроженка Ванадзора, хочет купить дом в Ширакской области. В Ванадзоре у нее никого нет, да и привыкла она здесь и не хочет уезжать.

Карине Бахшиян

f