В селе Норашен общины Ташир Лорийского марза поселились 16 семей депортированных в сентябре 2023 года арцахцев. Здесь им предложили жилье и условия для создания своего хозяйства.
Овик Варданян утверждает, что в Ташире природа и климат напоминают родные края, поэтому до возвращения в Арцах мы останемся здесь, говорит он.
Мужчина еле сдерживает слезу, вспоминая родной Ашан: дом полная чаша, могилы родных, за которыми никто больше не ухаживает.
«Я никогда не свыкнусь с этой потерей. Если будет малейшая возможность вернуться, я сделаю это. Даже если придется все наинчать с нуля. Мы не должны мириться с тем, что с нами произошло».
Его жена, Земфира Варданян, исход из Арцаха сравнивает с событиями в Баку в начале Карабахского движения. Тогда она с родными вынуждена была оставить родной дом в Баку, когда начались погромы армянского населения.
«До сих пор помню, с каким трудом нам удалось спастись, и как на руках, в холод, спасали младшую сестру, успев лишь укутать в одеяло. Потом то же самое я пережила во время исхода из Арцаха. Мы готовы были пережить все невзгоды, готовились к долгой и голодной блокаде, но никто не представлял, что будет депортация, а в случае отказа переселиться — угроза жизни детей. Опять мне пришлось укутывать в одеяло, теперь уже внуков. И опять с родными пробиваться множество мучительных часов к спасению».
В Нораше Варданяны, как и все другие семьи из Арцаха, начали создавать все заново – обустраивать дом, создавать хозяйство. Варданянам старшим повезло — они смогли трудоустроиться в местную школу. Но вот сыновья вынуждены подрабатывать, чтобы обеспечивать свои семьи.
«С ноября мы с мужем трудоустроены в средней школе села Арцни. Нам повезло, так как община нуждалась в педагогах по нашим предметам. Муж учитель физкультуры, я – педагог русского языка и литературы. Школа находится в соседней деревне Арцни, дорога туда необустроена, потому педагоги неохотно идут работать. По решению правительства РА, помимо зарплаты, мы также получаем доплату. Педагогический коллектив встретил нас доброжелательно, за что мы им всем благодарны».
К слову сказать, в Норашене арцахцам были предоставлены пустующие дома, хозяева которых много лет назад уехали на заработки в другие страны.
Все арцахские семьи, посилившиеся в общине Ташир, главной проблемой называют отсутствие работы со стабильной зарплатой. Но вот жилищные условия и возможность создавать свое хозяйство является положительным обстоятельством. Еще по государственной жилищной программы для вынужденных переселенцев из Арцаха на покупку жилья в Норашене предоставляется 4 миллиона.
Овик Варданян утверждает, что если они воспользуются этой программой, то купят жилье в Норашене. «Здесь так же красиво, как в Арцахе. Еще нам нужен дом, в котором все разместимся. После исхода из Арцаха мы поняли, что должны держаться все вместе».
А вот у тикин Земфиры в душе тревога: «На сегодняшний день мы еще не решили, будем ли покупать жилье, потому что в первую очередь хотели бы вернуться на Родину. Но когда-то я потеряла родной дом в Баку, потом потеряла Арцах. Гарантий нет, и я думаю – не потеряем ли мы все и здесь? Кто знает!?»
Для женщины важен вопрос безопасности, она требует «гарантий мирного будущего для детей и внуков».
«Простые люди, как я, будь то армяне, азербайджанцы, лезгины, аварцы, словом, всех национальностей, не хотели бы, чтоб ситуация обострялась. Никакая мать не воспитывает ребенка для войны. Я сына родила не для войны. Знаете, как тяжело, независимо от национальности, будить ребенка, потому что боевая тревога? При этом не знаешь, вернется ли твой сын, но посылаешь на позиции, потому что так надо. Но кому надо? Все умрем, получим по два метра. Кому надо, я не знаю? Пусть «сильные мира сего» остановят это кровопролитие. Пусть сделают что-то, чтобы мы жили».
Алвард Григорян
Материал подготовлен в рамках проекта Медиа-клуба «Степанакерт»
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.