Жить жизнь
Это было лето 2023 года. Премьера песни «Жить жизнь» в парке имени Нельсона Степаняна в Степанакерте стала еще одной возможностью облегчить тяжелое бремя блокады. Через эту песню в блестящем исполнении хора «Мракац» присутствующие получили мессидж: надо жить, не ломаться и быть сильным.
В хоре своим уникальным голосом выделялась певица Гоар Алексанян, чей проникновенный голос давно был знаком арцахскому зрителю. Гоар выбрала путь песни, музыки и педагогики, чтобы передать свое послание. После 2020 года, в дни блокады, она пела, сжимая зубы, передавая народу Арцаха силу, пытаясь хоть немного смягчить суровую реальность своим искусством.
Рассказывает Гоар:
Жизнь после войны
Варианта не возвращаться в 2020 году не было, все время хотелось вернуться, как сейчас. Во время сентябрьских событий мы оставались до конца, надеясь, что кто-нибудь выйдет и скажет, что мы никуда не уезжаем, что остаемся.
В 2020 году мы были в Цахкадзоре. Уже тогда мы думали, что вернемся через несколько дней. Мы даже устраивали с детьми в гостинице вечера патриотических и этнографических песен, я играла на фортепиано, а они пели. И мы все думали: скорее бы все закончилось, чтобы мы разъехались по домам.
После войны 2020 года я в первую очередь побывала в одном из самых дорогих мест – в музыкальной школе имени Комитаса в Степанакерте. Школа сильно пострадала после войны, стекла снаружи были полностью разбиты. Якак сейчас помню, как мы собрались вокруг рояля посреди завала и спели песню «Меня зовут Арцах, я не сдаюсь». Мы думали остаться там и жить. Если вы человек искусства, то вы пытаетесь поощпять жизнь своим искусством.
Мои друзья из разных стран звали нас: приезжайте к нам, но мы говорили: если поедем мы, то кто останется жить в Арцахе? Я не жалею ни секунды о своих инвестициях. Мы даже ремонт дома сделали.
Творческий путь
Иногда я думала, что надо сократить патриотические песни в своем репертуаре, идти вперед с новыми современными песнями, новыми подходами, но война 2020 года, к сожалению, сделала эти песни более актуальными, жизнь заставила меня снова вернуться к этому. Я человек искусства, и свой мессидж пердаю через искусство, поэтому не высказываю мысли, связанные с политикой. Мое искусство – это тоже Арцах, оно нацелено на то, чтобы возвысить его, его культуру, честь нашего солдата.
Независимо от того, финансировали нас или нет, мы старались участвовать в мероприятиях, чтобы выразить благодарность всем людям, которые внесли свой вклад в нашу страну.
Я очень люблю своих учеников в музыкальной школе. Я не выступала как солист, но поскольку я часть семьи, где только музыканты, и ноты в каждой клеточке моего тела, я не могла пойти против генетики и не петь. Я делилась со своими учениками музыкальным, педагогическим образованием, потому что талант, данный Господом, не может тлеть. Когда Бог дает благодать, его скрыть в себе. Я и сейчас чувствую себя виноватой в том, что не использую в полной мере то, что Он мне дал, не прибавляю к этому. У меня тогда были такие же чувства, поэтому я пошла работать в музыкальную школу. Дети всегда меня поднимали. Где-то я была для них даже психологом, наряду с музыкальными знаниями передавала им любовь и доброту.
Творческому человеку было очень трудно думать об искусстве, когда потери на войне, когда тебя угнетают повседневные заботы.
Но у меня есть друг-бизнесмен, который однажды мне сказал: «Гоар, давай, занимайся бизнесом, а я буду петь». Если я певица, педагог, то должна делать свою работу. Моя сестра, которая много лет живет за границей, сразу плачет, когда поет в небольшом кругу. Она меня спрашивает: как ты пела после 2020 года? Как я пела? Я столько пела одна дома, столько плакала в стенах нашего дома, что каким-то образом мне удавалось притупить чувства и сохранять самообладание на сцене.
27 июня 2023 года вместе с хором «Мракац» мы представили в парке имени Нельсона Степаняна песню «Жить жизнь», идея которой принадлежит руководителю хора Марине Сергеевне. Эту песню запомнили, потому что в ней было уникальное послание. Мы просто хотели жить в своей стране, на родине. Никто не хотел покидать нашу Родину. Те, кто вернулся в Арцах после 2020 года, не собирались оттуда уезжать, иначе они бы не вернулись. Правда, были люди, которые, несколько напуганные суровостью блокады, говорили: «Как только откроют дороги, уедем», но многие думали иначе. Мы хотели жить жизнь в этой стране, на этой земле. Мы были наивны, думали, что нас услышат и помогут. Увы…
Во время блокады
В дни блокады мы делали все, чтобы преодолеть трудности. Мы даже собирали желуди, поджаривали их и варили кофе. Какие только выдумки не приходили в голову. Мы были готовы преодолеть любые трудности, лишь бы только остаться в своих домах. Блокада объединила нас во многих вопросах. Во время очередей за хлебом мы занимали очередь друг для друга, у кого были сахар, чай или другая еда, делились с окружающими. Если человек добр по своей природе, то он остается добрым даже в тяжелых условиях. Зло становится злее, добро становится добрее.
Вообще, это очень приятное чувство, когда ты кому-то помог. Были случаи, когда я собирала с друзьями одежду в хорошем состоянии и помогала многодетным семьям в селах. Во всем этом было так много любви. Потом наступил момент, когда я не делала этого, и почувствовала огромную пустоту. Та капля доброты, которую я должна была добавить, уменьшалась с каждым днем. Поэтому делать доброе дело прежде всего необходимо, чтобы человек почувствовал себя человеком. У меня был девиз, которого я до сих пор стараюсь придерживаться: «Сегодня я должен быть лучше, чем вчера».
Помню, когда мы нашли бензин и должны были уже уезжать, в нашем доме оставалась одинокая женщина. Он ждала прибытия автобусов и очень боялась оставаться одной. Я ей сказала: «Асмик, не бойся, мы подождем, пока приедут автобусы, и тогда выедем вместе». Так мы и сделали.
19-го числа
19 сентября я собиралась пойти в Центр Шарля Азнавура за молоком. Мы были так рады этому. Моя дочь училась в школе №3, и она встречалась там с друзьями. Дома были мои родители и 95-летняя бабушка. Я побежала в 3-ю школу. Сначала мы переждали в подвале школы. Потом бежали под разрывами снарядов до дома, чтобы быть всем вместе. Мы так и не спустились в подвал, остались дома. Ночью, когда снаряд попал в дом соседа, мы испугались, но все равно решили остаться дома.
Мы не думали, что все может так сложиться. Мы предполагали, что войны не будет до 2025 года, поскольку было трехстороннее соглашение.
В Армении
В Армении нас приняли очень тепло. Когда мы проехали мост Акари, нас сразу же окружили заботой и любовью. Меня расстраивает только то, что я стала жителем Армении насильно, я всегда хотела быть жителем Арцаха. Любовь к Степанакерту затмевает все остальные места. У людей, живущих в маленьких городах, другое мышление. Теплота и общение в нашем маленьком городке были другими. Мы собирались на площади с ребятами, играли и веселились. Все оставляли свои сумки в одном месте. Никогда ни одна вещь не терялась из чьей-либо сумки. Мы никогда не думали, что что-то может быть потеряно. Это менталитет маленького города.
На 70-летие отца я позвонил в «Хонча Тайм», чтобы сделать заказ. Это был их последний заказ. Мне пришлось отправиться на окраину Степанакерта и принять этот заказ. Чтобы добраться туда коротким путем, я пошла по улицам, где никогда раньше не была. Впечатление такое, что нам дали возможность много ходить пешком и впитывать каждый камень, кустик, запомнить каждый уголок. Когда мы вернемся, я поднимусь с «Мази камурджа», целуя землю. Добрые люди в Армении помогли с работой. К сожалению, на данный момент я все еще работаю не по специальности. Я думала открыть студию, но потом поняла, что учиться в этой студии будут дети из Арцаха. Как мне в таких условиях брать с них деньги? Даже когда я была в Арцахе, не брала денег за индивидуальные занятия. Мы только участвуем в памятных вечерах или каких-то мероприятиях, связанные с Арцахом.
На данный момент меня беспокоят мои родители, о которых я должна заботиться, моя 95-летняя бабушка, мои дети и друзья.
Слово от души
Желаю моим арцахским армянам стойкости, а также чтобы каждый день был наполнен силой и мужеством. Так или иначе, вы начинаете с нуля.
Нельзя сказать, что вчера я сделал что-то хорошее, значит, сегодня ничего делать не нужно. Вы должны каждый день наполнять свою чистую страницу добрыми делами, добрыми мыслями, чтобы набираться сил жить и двигаться вперед. Жизнь предназначена для того, чтобы вы жили. Умереть, ничего не делая, проще всего.
Гаяне Геворгян
Материал подготовлен в рамках программы Медиа-клуба «Степанакерт»
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.