Мы считали себя не беженцами, а репатриантами: рассказывает Юрий Аванесян

  • 11:10 16.08.2024

Семья Юрия Аванесяна впервые подверглась депортации в 1988 году, когда они вернулись из Баку в родной Арцах. В 1992 году, после освобождения Шуши, его семья поселилась в древнем армянском городе-крепости, после войны 2020 года они во второй раз были депортированы и поселились в Степанакерте, а после депортации Арцаха в 2023 году семья Аванесянов встала на путь исхода в третий раз.

Юрий Аванесян рассказывает о своей четвертой попытке создать все заново и о судьбе народа Арцаха в целом.

— В 1988 году, когда началось Арцахское движение, армяне столкнулись сразу со многими проблемами. Хотя бы тот факт, что Арцах всегда имел демографические проблемы, поскольку на протяжении веков был ареной военных действий — погромы, резни, депортации. Эту демографическую проблему было нелегко решить. Поэтому на первом этапе Арцахского движения необходимо было направить армян из Баку и других районов Азербайджана в Арцах. К сожалению, четких шагов в этом направлении предпринято не было, все было оставлено на самотек. Каждый сам решал свои проблемы.

Я организовал возвращение в Арцах своих родственников и друзей. Потом люди столкнулись с такими искусственными препятствиями и проблемами, что большинство из них покинули Арцах и разбрелись по миру. Моя семья имела возможность обосноваться за пределами Арцаха, но мы, мои братья, предпочли остаться в Арцахе.

Поселившись на родной земле, мы пытались начать все с нуля. Но началась освободительная война, и двое моих братьев погибли на войне. У одного было 6 дочерей, у другого – два сына, а после его смерти родилась дочь. В немыслимо тяжелых условиях наша семья вместе с моими родителями нашла в себе силы и вместе со всеми арцахцами выдержала испытания и добилась успеха. Мы выбрали жизнь на своей Родине, и я этим горжусь.

Мы всегда считали себя не беженцами, а репатриантами. Всегдадумали, что армяне должны жить и работать на Родине ради становления Родины. Что бы мы ни создавали в других странах, это никогда не будет нашим. Кроме того, всегда будет существовать онтологическая проблема пребывания армян за рубежом и сохранения национальной идентичности.

— На ваш взгляд, почему судьба арцахцев сложилась именно так?

— Могу отметить, что социальная несправедливость является одной из главных причин того, что мы оказались в этой точке. Уже тогда мы говорили об этом, но с годами ничего не менялось. Дискриминационным было отношение даже к семьям погибших и инвалидов. Во все времена руководство Арцаха относилось ко многим из этих семей несправедливо, проявляя предвзятое отношение.

Во время четырехдневной войны в 2016 году мы с моим сыном и его друзьями были на передовой. В адреналине не было недостатка, энтузиазму ребят не было предела. В своих интервью различным СМИ я всегда говорил, что наши 18-20-летние пацаны обрушили планы целых сверхдержав. Судьба предоставила нам возможность для возрождения армянского народа и армянской государственности, но мы упустили свои победы.

Победа в первой Арцахской войне была дана свыше. В то время было единство, патриотизм и единая нация. Я помню освобождение Шуши. Это был необыкновенный полет на вершину, абсолютная победа и огромный энтузиазм. И что потом: заговорщическая война 2020 года, которая была запланирована с заведомым итогом.

Я виню всех нас в этом позорном поражении. Мы сами допустили приход к власти антинациональных сил. А прежние власти Армении и Арцаха своей некомпетентной внутренней политикой создали благодатную почву для прихода к власти таких сил. Конечный результат не мог быть иным, ибо что алчность и ненасытность не имели предела.

Вместо того, чтобы укреплять армию для обеспечения побед, миллиарды были потрачены в других областях, на собственные прихоти. Сегодня бывшие власти говорят, что последнее правительство было худшим, но это не значит, что они сами не виноваты. Мы все виноваты.

Если бы фундамент был заложен должным образом, такого финала никогда бы не произошло. Наш народ повидал немало трудностей, преодолел испытания, и в то же время внешние силы годами разрушали его изнутри, пытаясь соблазнить потребительским образом жизни и системой ценностей, что, конечно, не могло привести к добру. Страна и общество начали разъедаться изнутри, и этот процесс, к сожалению, продолжается.

Есть много вопросов, о которых можно говорить, но сегодня всех нас гложет один вопрос: почему все так закончилось и возможен ли был другой вариант? Не следует забывать, что нынешнее правительство РА через своих сателлитов в Арцахе сдало без единого выстрела Акну, Карвачар, Бердзор, а затем с легкой руки российских миротворцев противнику был передан контроль над стратегическими высотами и дорогами, соединяющими районы. Позиции располагались слишком далеко друг от друга, а в некоторых случаях они были блокированы. Пересменку осуществляли через российских миротворцев. Противник направил против Арцаха 50-60-тысячную армию. Конечно, мы воевали, но не следует забывать, что наш враг – турки, а в войне 19 сентября 2023 года Арцах остался один…

— Это ваша четвертая попытка начать жить и созидать…

— Конечно, тяжело трижды терять дом. Еще сложнее покинуть Родину и могилы родных.

Многие в Армении спрашивают, почему вы не остались и не жили с азербайджанцами. Люди не понимают, что сейчас не советские годы, когда действовал закон и были сдерживающие механизмы. Они не представляют себе, что сосуществование с врагом исключено. Предположим, моя семья осталась бы в Арцахе. Мой сын — призывник, и в любой момент военный комиссариат Азербайджана мог мобилизовать его и отправить воевать против Сюника, или мой внук должен был служить в азербайджанской армии, национальным героем которой является Рамиль Сафаров. Национальная песня не звучала бы в нащих школах и мы не могли бы чествовать наших героев. Не говоря уже о репрессиях, которые точно были бы неизбежны. Арцахцы сталкиваются с проблемой сохранения своей идентичности даже в Армении, что уж говорить об авторитарном Азербайджане. Нет, арцахцы не могли склониться перед врагом и выполнять его унизительные требования, а именно это и подразумевает совместная жизнь.

В сегодняшних условиях я вижу и здесь искусственные препятствия. Они решили арцахский вопрос военным путем и хотят это узаконить.

Повсюду намеренно создаются искусственные проблемы и препятствия, целью которых является выдавливание арцахцев из Армении. Интересно то, что простые люди встретили нас с распростертыми объятиями, а в результате политики властей арцахцы продолжают подвергаться нападкам.

В программе жилищной помощи правительства РА особый подход должен быть проявлен как минимум к семьям погибших борцов за свободу, инвалидам, а также семьям жертв взрыва на складе бензина.

Есть достаточно серьезные проблемы, которые требуют быстрого решения, но я не вижу этого при нынешнем правительстве, у меня нет никаких позитивных ожиданий от нынешнего правительства.

Карине Бахшиян

f