68-летняя Надя Агасян и ее муж, 74-летний Юра Аракелян, депортированные из города Мартакерт в Арцахе с сентября прошлого года, поселились в селе Мармарашен Араратского марза на съемной квартире. Всю свою сознательную жизнь Надя Агасян прожила в Мартакерте, хотя четырежды становилась беженцем.
Во время первой Арцахской войны, когда Мартакерт в 1992 году был оккупирован, она переехала в Степанакерт, вступила в формировавшийся танковый отряд и до 1996 года служила медсестрой. Позывной у нее был «генерал». Во время и после военной службы Н. Агасян была награждена восемью медалями, почетными грамотами и благодарственными письмами.
«Мой сын служил в Шушинском батальоне, а я — в Мартакертском батальоне. В 1990-е годы совместными усилиями были освобождены 7 районов, а сейчас ситуация невообразимая, весь Арцах оккупирован. Кто бы мог подумать… во время 44-дневной войны мы укрывались в Чаренцаване и однажды увидели на видео, как наш дом обстреливается. 11 ноября мы с семьей сестры вернулись в Мартакерт. Мы приехали туда и увидели наш разрушенный дом, в котором невозможно было жить. Мы были вынуждены поехать в Армению», — рассказала 68-летняя Надя.
Однако мыслями она была в своем разрушенном доме в Мартакерте. Через некоторое время она вернулась в Арцах и обратился в соответствующие органы по поводу восстановления дома и, наконец, в сентябре 2021 года обещали помочь «генералу», прошедшему боевой путь. Ремонтные работы начались, но по каким-то причинам так и не завершились.
«Во время сентябрьской войны 2023 года моя молодая соседка Анжела укрылась в нашем полуразрушенном доме со своими маленькими детьми. Стены дома были настолько крепкими и толстыми, что даже в 2020 году они не развалились от обстрела, и я думала, что и на этот раз они нас защитят. Мы не спали всю ночь. Военные действия не прекращались. На следующий день мы уже искали топливо. Но никто из нас не предполагал, что придется бросить все и уехать. Нельзя было оставлять Арцах врагу, однажды мы освободили свои территории, потому что были сильны и непобедимы. Эти земли были освобождены кровью, и отдать их — преступление», — возмущается Надя.
Им пришлось немедленно направиться в Степанакерт, поскольку противник уже окружил золотой прииск Дромбон. По словам нашего собеседника, на оборонительной позиции у «Цех цёра» Араик, знакомый ей с 90-х, снабдил их горючим, но когда они уже отправились в путь, вражеский беспилотник разбомбил пост, и все восемь человек погибли. По словам нашего собеседника, они даже не смогли повернуть назад, чтобы помочь вынести тела.
Каким-то образом они добраслись до Степанакерта, где царила неразбериха и хаос. Поиски топлива приводят «генерала» к складу горючего в Айказове.
«Как только я подъехала к Айказову, на моих глазах прогремел страшный взрыв, и я стояла там 20-литровыми канистрами. Огромный пожар охватил все вокруг. Я была с мальчиком-инвалидом моего соседа. Он не дал мне пройти. Это была ужасная ситуация. Столько ребят сгорело заживо. Невозможно описать словами те страшные сцены», — с волнением говорит Н. Агасян.
Их выселили из Степанакерта 26 сентября, и после двухдневного пути они каким-то образом добрались до Армении, прожили месяц в доме своих друзей, а затем переехали в село Мармарашен.
Одиноким супругам-пенсионерам сложно платить за аренду небольшой квартиры (100 тысяч драмов) и коммунальные услуги, решать социальные и бытовые проблемы. «Во время блокады Мартакерта я возделывала землю, запасалась на зиму, а теперь у меня нет и ложки дошаба. Мы оставили дома, гранатовый сад, огороды. Сейчас мы нуждаемся во всем, но я не буду плакать. Будь у нас земля, мы бы сами себя могли прокормить. Программа жилищного обеспечения, предложенная правительством РА, нереальна для таких одиноких пенсионеров, как мы. Как мы выживем в нашем возрасте? Мы потеряли то, что создавали годами, потеряли Родину. Как нам жить?» — добавила «генерал».
Зара Маилян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.