Лето 2022-го: у российских войск была четкая миссия задушить Арцах

  • 10:12 28.08.2024

Летом 2022 года  начался последний этап уничтожения Арцаха. Азербайджан заявил о завершении строительства альтернативной Лачинскому коридору автотрассы, потребовав полного контроля на  Кашатагским (Лачинским) районом и вывода с этой зоны российских миротворцев.

Карабахские высокопоставленные чиновники встретились с жителями Бердзора, сел Сус и Ахавно (Ариаван), объявив, что коридор переходит к азербайджанцам, и люди должны покинуть свои дома. По распоряжению правительства были отключены все коммуникации и дано распоряжение не сжигать дома.

С 20 августа российский миротворческий контингент перекрыл доступ в Ахавно армянских журналистов, общественных деятелей, гражданских без особого разрешения. Оттуда можно было только выезжать. В это же время, азербайджанцы под видом «спасателей» уже стояли у населенных пунктов

Последние армянские семьи 24 августа покинули Бердзор, Сус и Ахавно. За ними уехали полиция и спасатели Нагорного Карабаха. Через некоторое время Лачинский коридор  покинули российские миротворцы.

Появился нарратив, что преждевременная сдача Лачинского коридора состоялась в результате сделки между карабахской и  азербайджанской сторонами, при давлении и посредничестве российских миротворцев.     . Особенно активно это утверждение стало подтверждаться, когда  в последний день августа, не афишируя, правительство и командование российских миротворцев колонной проехались по альтернативной дороге из Степанакерта до границ Армении – то есть совершили «прием-сдачу».

 

А в это дни в Степанакерте проходили  протестные акции.  Митингующие призывали общественность обратить внимание на коррупцию, процветавшую после 44-дневной войны, и на то, что подписанты ноябрьского  трехстороннего заявления не выполняют своих обязательств.

Оппозиция призывала обратить внимание на то, что с преждевременной сдачей Бердзора и Ахавно остро встанет вопрос инфраструктурных коммуникаций из Армении в Нагорный Карабах, проходящих через Бердзорский коридор. Ставилось под сомнение качество альтернативной дороги, и утверждалось, что связь с Арменией должны обеспечивать обе трассы – Бердзорский коридор и альтернативная дорога.

В противовес оппозиции началась пропаганда приоритетности альтернативной дороги. А вопрос коммуникаций, как заявляла власть, будет решаться при поддержке российских миротворцев. Людям это понравилось больше.

Но через несколько месяцев началась блокада. Вдобавок к дефициту всего жизненно необходимого начались попытки распространить нарратив, якобы карабахцы неправильно поняли пункты трехстороннего договора, и миссия российских миротворцев совсем иная.

Алвард Григорян

f