Собеседник Step1.am — начальник Службы миграции и гражданства МВД Армении Армен Газарян.
-Господин Газарян, сколько человек, насильственно переселенных из Арцаха, обратились за гражданством РА?
— По данным на 26 августа, 4217 человек, насильственно переселенных из Нагорного Карабаха, обратились за гражданством РА. Указом президента гражданство получили 2496 человек. Глядя на эти цифры, многие говорят, что количество людей, получающих гражданство, невелико, но нужно учитывать тот факт, что несовершеннолетних в этих данных нет и быть не может. Заявление на получение гражданства заполняется лицом, достигшим 18-летнего возраста, но когда родители или один из родителей становятся гражданами Республики Армения, несовершеннолетний становится гражданином Республики Армения непосредственно путем смены паспорта.
— Жители Арцаха задаются вопросом: зачем для участия в программе жилищной помощи в качестве обязательного условия было внесено получение гражданства Республики Армения? Ведь цель программы заключается в том, чтобы Армения предоставила жилье беженцам из Арцаха, зачем нужно гражданство РА?
— На самом деле не мы являемся ответственным за проект ведомством, этот вопрос находится в компетенции Министерства труда и социальной защиты. Но ответственные за программу сочли это необходимым, и логика заключается в том, что государство вкладывает долгосрочные инвестиции в программу обеспечения жильем. А долгосрочные инвестиции должны быть гарантированы проявлениями долгосрочной связи бенефициаров с государством. Таким проявлением в условиях нашей правовой системы является только получение гражданства. Иными словами, гражданство обеспечивает долгосрочную и правовую связь между человеком и государством, что, как ожидается, станет результатом этого проекта. Это основная логика.
Но отмечу еще один очень важный факт: если вы обратили внимание, социальный и правовой статус программ поддержки не были до сих пор связаны друг с другом. Я имею в виду программы единовременной поддержки в размере 100 тысяч драмов, 40 + 10 тысяч драмов, в которых социальный и правовой статус не были обусловлены друг другом. То есть социальные программы реализовывались исходя из факта вынужденного перемещения, потому что это были социальные программы в рамках кризисного управления и преодоления кризиса, а не программы долгосрочных взаимоотношений. Независимо от того, был ли человек гражданином РА или нет, если он был принудительно депортирован из Нагорного Карабаха и факт его депортации был зафиксирован, в силу этого он пользовался и продолжает пользоваться упомянутыми мной социальными программами.
— Может ли обязательное требование получения гражданства повлиять на эффективную реализацию жилищной программы? Я имею в виду, что в случае такого требования реализация проекта может затормозиться. Не сделано ли это для того, чтобы программой воспользовалось как можно меньше людей?
— Честно говоря, у меня нет информации о ходе реализации программы, и нужно посчитать, чтобы делать подобный вывод. Здесь есть важное обстоятельство: среди вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха бытуют определенные мифы и сомнения, которые, кстати, объективны. Мы ежедневно общаемся с перемещенными лицами, и их больше всего беспокоит то, что произойдет с их правами на собственность. При этом мы четко поясняем, что эти права никоим образом не ущемляются, это права, неразрывно связанные с личностью. Изменение правового статуса человека никоим образом не ущемляет и не затрагивает эти права. Я видел аналогичные опасения среди людей, насильственно перемещенных из Азербайджана.
— Чтобы получить статус беженца для временной защиты, граждане Арцаха подписывают документ, согласно которому они не являются гражданами какой-либо страны. Зачем это делается?
— Формулировка такая: они не являются гражданами какой-либо другой страны. Правовой статус вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха был определен постановлением правительства 18-64 от октября 2023 года. Это решение предполагает предоставление статуса временной защиты и статуса беженца лицам, насильственно перемещенным из Нагорного Карабаха. Статус временной защиты распространяется на массовые потоки по всему миру. Например, в Евросоюзе беженцам, вынужденно перемещенным из Украины, предоставляется статус временной защиты, с той лишь разницей, что временная защита там не подразумевает одновременно статус беженца. А в нашем Законе о беженцах и убежище четко сказано, что беженцами признаются лица, получившие временную защиту. Иначе говоря, они имеют в РА те же права, что и другие беженцы.
В решении правительства, которым предоставлен статус временной защиты, указывается группа, которой этот статус предоставляется. Указываются три категории: люди, находившиеся в реестре населения Нагорного Карабаха, те, чья последняя регистрация была в реестре населения НК, и третья группа — те, кто не состоит в реестре населения НК, но во время принудительной депортации мы определили, что данный человек был насильственно переселен из НК. И есть одно общее понятие: человек не является гражданином другой страны. Логика этого заложена в нашем Законе о беженцах и убежище: если человек имеет гражданство другой страны, он пользуется защитой этой страны. Условно говоря, если человек является гражданином России или Аргентины, он уже пользуется защитой своей страны. Суть временной защиты заключается в том, что РА ни при каких обстоятельствах не может вернуть лицо, находящееся под временной защитой, на территорию, где его жизнь находится под угрозой. И в этом случае он уже пользуется принципом необратимости третьего государства. То же самое касается и граждан РА: если человек является гражданином РА, то нет юридической необходимости и не может быть ситуации, когда человек одновременно является беженцем в стране своего гражданства. Это юридический нонсенс, такого не может быть. И именно поэтому утверждается, что человек не должен быть гражданином другой страны.
— То есть, когда говорят, что нет гражданства другой страны, речь идет не об Арцахе?
— Да, речь не об Арцахе.
— Сохраняется ли в Арцахе их коллективная собственность и другие права?
— Да. При этом мы устанавливаем границы: если человек проживал только в Нагорном Карабахе, был там прописан, считал себя гражданином Нагорного Карабаха, мы берем его под временную защиту. Нам просто нужно убедиться, что данный человек не является гражданином другой страны, в том числе РА.
— У людей, насильственно переселенных из Арцаха, часто возникает вопрос: есть ли у них гражданство или нет?
— Гражданство людей, насильственно переселенных из Нагорного Карабаха, – Нагорный Карабах.
— Расскажите, пожалуйста, какие паспорта выдаются гражданам Арцаха, и чем паспорт с кодом 099 отличается от паспортов с кодом 070? Это специальный паспорт или обычный документ о гражданстве, не столкнутся ли люди в будущем снова с проблемами из-за своих паспортов?
— Код 099 указывает на то, что человек паспортизируется впервые после получения гражданства РА. Это отдельный паспортный код.
— То есть, если, например, гражданин Испании решит получить гражданство РА, будет ли он иметь тот же код?
— Да, это паспортный код человека, впервые получившего гражданство РА. Ранее паспорта РА выдавались населению Нагорного Карабаха не как удостоверение гражданства, а как проездной документ. Это зафиксировано в решении ЕСПЧ в разделе «Чирагов против Армении», где упоминается соглашение между Арменией и Нагорным Карабахом от 24 февраля 1999 года, где написано, что эти документы предоставляются для поездок и не удостоверяют гражданство РА.
Что касается указания места рождения в паспорте, то наши правила позволяют выбрать страну, регион и место проживания. Иными словами, если человек пишет в своем заявлении, что хочет указать в качестве места своего рождения регион или место жительства, такая возможность существует. В случае с Нагорным Карабахом упоминается название населенного пункта.
Роза Ованнисян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.