Иран «верит» Еревану по поводу «коридора»: хорошая мина при плохой игре

  • 16:24 06.09.2024
Мечты и желания некоторых об Армении, под различными названиями, в том числе о так называемом «коридоре», не станут реальностью, заявил посол Ирана в Армении Мехди Собхани. «Территориальная целостность наших соседей — наша красная линия», — сказал он церемонии открытия зала им. Фирдоуси в Ереванском госуниверситете.
«Мы содействуем территориальной целостности, национальному суверенитету и независимости Армении. Армения — наш искренний сосед, и мы решительно готовы сотрудничать и углублять взаимодействие по всем направлениям», — сказал посол.
Тегеран против контроля коммуникаций в Сюнике представителями третьих стран, сказал посол, комментируя возможность привлечения иностранных частных компаний к контролю над будущим сообщением Азербайджан-Армения-Нахиджеван.
Ранее в МИД Армении заявили, что рассматривают возможность передачи частным компаниям функций по обеспечению безопасности будущих транспортных коммуникаций с Азербайджаном.
По словам посла Ирана, согласно заявлению армянских властей, контроль на пограничных пунктах будут осуществлять армянские полномочные органы.
«Мы выступаем за то, чтобы все было в рамках суверенитета Армении, любой контроль был бы со стороны Армении. Мы не поддерживаем… чтобы сюда прибыли из других стран, и пытались установить контроль или обеспечить безопасность», — сказал Собхани.
Он отметил, что об этом говорят и армянские власти – все будет в рамках армянского суверенитета. Таким образом, речь не идет о передаче вопроса обеспечения безопасности какой-то международной компании.
«Речь идет о том, что представитель какой-то торговой компании может присутствовать при перевозке груза. Мне было передано, что контроль, безопасность будет обеспечиваться со стороны правительства Армении», — сказал Собхани.
Таким образом, посол говорит, что Ереван дал Ирану некие «обещания» о собственном суверенитете, и Иран сделал вид, что поверил. Так же, как сделал вид, что поверил другим «заверениям» Еревана, касающимся прежних «красных линий» Ирана. Ведь обещания Еревана позволяют Ирану оправдывать наушения «красных линий».
С другой стороны, Ирану было бы проще соблюдать «красные линии», если б в Ереване было правительство, преследующее национальные интересы и не реализующее план по уничтожению государственности Армении. Иран не может соблюдать армяно-иранские «красные линии», когда правительство Армении само их постоянно отодвигает.
Например, в ноябре-декабре 2020 года полностью изменилась ирано-армянская граница, которую Иран называл «красной линией». А когда 21-километровый участок межгосударственной дороги Иран-Армения между Горисом и Капаном был на непонятных основаниях передан Азербайджану, Иран ничего не предпринял. Как и тогда, когда на этом отрезке дороги азербайджанские «таможенники» останавливали машины из Ирана и арестовывали иранских водителей.
Заявление посла Ирана о том, что Ереван дал честное слово о соблюдении суверенитета Армении, выглядит как оправдание согласия Ирана на открытие «коридора», под контролем третьих сил.
Аналитики уже шутят, что «частной компанией», которая обеспечит безопасность Мегринской дороги, может быть, например, «Вагнер». Чем не частная компания?
Транспортный маршрут с участием Армении, Ирана и Индии — в интересах народов трех стран, заявил Собхани. 
Он отметил, что «грузоперевозки между Арменией, Индией и Ираном уже осуществляются. Индийская сторона направляет грузы в Армению через порты Бендер-Абасс и Чабахар».
Судя по всему, Иран будет довольствоваться «заверениями» Еревана и «позволением» «частной компании» иногда возить индийские грузы через границу Армении. Говоря о «красных линиях», Иран опять делает суровое лицо и хорошую мину при плохой игре.
Наира Айрумян
f