Я верю — с Божьей помощью мой Давид вернется

  • 17:02 01.10.2024

Лариса Айриян, родившаяся и выросшая в селе Гергер Мартунинского района Арцаха, а всю остальную жизнь прожившая в городе Аскеран, не думала, что колесо судьбы занесет ее в далекий подмосковный регион.

После депортации из Арцаха в 2023 году ее семья, как и многие другие, встала на путь исхода. Айрияны сначала поселились в Гюмри, затем переехали в Российскую Федерацию, чтобы быть ближе к живущей там семье внучки. Сегодня Лариса заботится о правнучке, и только рядом с малышкой в ​​ее глазах можно увидеть признаки радости.

Жизненный путь седоволосой женщины был не простым. Ее род понес потери во всех арцахских войнах.

— Ни одна война не прошла мимо нашего рода. Начиная с войны 90-х до войны 19 сентября 2023 года и злополучного взрыва 25-го сентября. В первой войне погиб сын моей сестры, в 44-дневной войне 2020 года внук сестры, 2 внука брата. Нет вестей от моего внука Давида, которого только за 2 месяца до этого призвали на службу. Последний раз мы разговаривали 5 октября.

Другой внук моего брата погиб в однодневной войне 2023 года. Мало того, во время взрыва мы потеряли и моих племянников, которые приехали к месту взрыва в поисках топлива из Мартунского района. Один из братьев скончался в степанакертской больнице, второй считается пропавшим без вести. Не знаю, как мы все это выдерживаем, — говорит скорбящая женщина, тяжело вздыхая и продолжая, — но надо собраться с силами, дожить до возвращения внука. Я считаю, с помощью Божией мой Давид вернется.

С 18 лет и до депортации Лариса работала без перерыва. Более 35 лет она работала бухгалтером и одновременно вместе с мужем занималась сельским хозяйством. В школе она хорошо училась, любила химию и математику, собиралась получить высшее образование в Баку, но родители не разрешили. Окончила бухгалтерский факультет Степанакертского сельскохозяйственного техникума и стала хорошим бухгалтером.

Несмотря ни на что, ее семья преодолела все трудности. Она помнит, как они строили новый дом на месте полностью сгоревшего во время войны в 90-е годы. Изыскивали стройматериалы где придется и построили дом с нуля.

— После первой войны, столкнувшись с послевоенными трудностями, мы возродили свой дом и женили троих наших детей. Мы с мужем всегда старались помочь детям и внукам, которые являются нашей гордостью и радостью. Наш дом был гостеприимным очагом, часто собирались родственники, особенно моя родня из Мартунского района. Моя невестка Гаяне хранит и продолжает традиции нашего дома. Я благословляю те дни, когда в нашем доме были радость…

Мне очень больно за арцахцев. Мы потеряли Арцах, все наши святыни остались в плену. Столько ребят погибло! Мы не смогли сохранить то, что было достигнуто ценой их пролитой крови. Все можно воссоздать, но человеческие потери необратимы и терпеть эту боль невыносимо.

Арцахцев разбросало по всему миру, онм скучают друг по другу. Ведь мы жили полноценно на своей Родине. почему так произошло, кто за это ответит?

Чужбина всегда останется для нас чужбиной, — тикин Лариса не может смириться с потерей Арцаха и верит, что день возвращения придет, и она одной из первых отправится домой.

Тикин Лариса, живущая в российском городе в тысячах километров от Арцаха, продолжает дышать Арцахом. Во время нашей беседы она не переставала спрашивать о соседях, знакомых и коллегах. Ее кажется, что в Армении арцахцы видятся каждый день.

Карине Бахшиян

f