«Нам могут не разрешить поехать обратно домой, мотивируя тем, что мы уже граждане Армении»

  • 11:34 05.10.2024

Фото из личного архива Дианы Габриелян

Диана ГАБРИЕЛЯН, уроженка и бывшая жительница Степанакерта, 27 лет проработала в республиканской прокуратуре, в общем отделе. В браке, имеет четырёх дочерей. Всем семейством мечтают вернуться обратно домой и не торопятся получать гражданство Армении.

-Я окончила среднюю школу №8 Степанакерта. Когда началась первая карабахская война, была подростком и отлично всё помню. Жили мы в подвале нашего здания под бомбёжками. Так выживала не только наша семья: все карабахцы жили так. Было трудно и опасно, но все помогали друг другу, делились куском хлеба…

Мои родители: Славик Михаелян, 1953 года рождения, работал парторгом в сёлах Хнацах, Айгестан Аскеранского района, трагически погиб в 1999 году. Мама Сенора Михаелян, 1953 года, работала старшей медсестрой в Степанакертской горполиклинике.

Нас четверо детей: сестра Лиана, я, брат Сасун и сестра Лусине. В 2002 году я вышла замуж за Вардана Габриеляна. Он тогда служил в Армии обороны НКР. В браке у нас родились дочери: Элине – 19 лет, Нане – 17 лет, а двойняшкам – Марии и Мариам – 8 лет.

Муж служил в армии, я устроилась работать в прокуратуру, мы получали зарплату, на жизнь нам хватало. Мы всегда снимали жилье и только в 2021 году мужу, как военнослужащему, Министерство обороны предоставило трёхкомнатную квартиру. Мы все были рады, что у нас есть своё жильё, о котором всегда мечтали. Однако прожить там мы успели всего полтора года.

В сентябре 2020-го, когда началась война, я собрала детей, и мы вынужденно выехали в Армению, а муж остался в Карабахе. В Ереване наши близкие знакомые помогли устроиться в гостинице. Мы жили там столько времени, пока Российский миротворческий контингент не вошёл в Нагорный Карабах, и руководство РФ не дало нам гарантии безопасности. Тогда многие из нас вернулись обратно, на свою родину, в свои дома. Мы поверили обещаниям, но оказалось всё не так, как мы рассчитывали.

Девятимесячная блокада… Жуткое, тяжёлое время было. Многочасовые очереди за хлебом, с огромным трудом доставали продукты, чтобы дети не голодали. Когда начался исход карабахцев из родных мест, мы тоже собрались, взяли часть носимых вещей и 27 сентября 2023 года на нашей машине выехали в Армению. В машине была наша семья и свекровь. Почти три дня мы были в дороге.

В Горисе нас хорошо встретили. Там мы не задержались и поехали в Ереван, где несколько дней прожили дома у наших близких. После этого нам помогли найти дом в Егварде, недалеко от Еревана, за что мы очень благодарны нашим близким и мэру г. Егварда. Вначале мы получали помощь от разных организаций (вещи, продукты питания и пр.). От государства мы получаем пособия в размере 50000 драмов на каждого члена семьи. К слову, моя мама Синора проживает с нами.

Муж мой вышел на пенсию, здесь не смог устроиться на работу. Так же ни я, ни моя мать не работаем. Старшая сестра выехала на заработки в Москву, брат не смог здесь устроиться на работу и поехал на заработки в Ставрополь, только младшая сестра смогла устроиться в одном из банков Армении.

Очень сожалею, что не смогла взять все наши фотографии, особенно детские. Большая часть фотографий остались в с. Хнацах, в доме дедушки моего супруга. Перед отъездом не было возможности заехать в село.

Мы часто, всем семейством разговариваем о возможном возвращении домой, и едины во мнении, что хотим вернуться обратно. Хотя прекрасно понимаем, что той жизни, которая была у нас, уже не будет. Но нам нужна гарантия безопасности, без этого никак. Российскую гарантию мы уже видели, поэтому к ней уже нет веры. В азербайджанскую гарантию тоже не верим. Лично я, мать четырёх  дочерей, не рискнула бы жить под их гарантией. Остаётся международная гарантия безопасности. Если будет такая  гарантия, мы готовы вернуться.

Я слышала, что власти Армении будут выдавать арцахским беженцам сертификаты для приобретения дома, квартиры. Но я считаю, что это нереально для нашей семьи. За эти деньги мы не сможем купить даже однокомнатную квартиру, а жить в приграничной деревне, где дома дешёвые, мы не хотим.

Также мы не готовы принять гражданство Армении, потому что если будет возможность вернуться в Арцах, новое гражданство нам может помешать. Нам могут не разрешить поехать обратно домой, мотивируя тем, что мы уже граждане Армении…

Альберт ВОСКАНЯН

Материал подготовлен в рамках проекта Медиа-клуба «Степанакерт»

f