Долгожданный ребенок родился за 20 дней до войны

  • 13:16 20.10.2024

Спустя более года после депортации из Арцаха Стелла Габриелян не может без эмоций вспоминать 19 сентября 2023 года и последовавшие за ним трагические дни. Она родила ровно за 20 дней до войны и не знала, удастся ли спасти долгожданного ребенка.

Анне уже год, Стелла живет с мамой и семьей младшего брата в селе Бюраван Арташатской общины Араратского марза.

— 19 сентября началось обычным блокадным утром для Арцаха, и вдруг около полудня начался обстрел, который становился все интенсивнее, не прекращаясь ни на минуту. Мои братья Норайр и Грайр были на позициях. Их жены, дети, моя мать и я собрались, не зная, что нам делать дальше. Мать, вдова погибшего в первой Арцахской войне, пыталась собраться — она несла ответ за 9 внуков. На протяжении многих лет наша семья преодолевала трудности благодаря маме. И на этот раз мы возлагали на нее надежду, пока не вернулись братья.

Мы уже поняли, что это другая война, и нас ждет то, о чем не хотелосьдумать. Жителей Аскерана уже перебирались в аэропорт Степанакерта. Вечером мы тоже переехали туда. Это была неописуемая картина — тысячи людей, шум, крики, беспомощная ситуация. Мы пробыли там несколько дней. Мои братья тогда уже присоединились к нам. Я решила вернуться домой, потому что невозможно было там оставаться с новорожденным ребенком. Его надо было искупать, постирать одежду, и мы пешком с мамой пошли домой.

Однодневная война оставила катастрофические последствия: повсюду был плач, траур. Ужеговорили, что придется покинуть Арцах. Все решалось без спроса мнения народа. Мы уже знали, что дорога, соединяющая Арцах с Арменией, открыта, и люди покидают страну. 24 сентября уехала семья моего младшего брата, а на следующий день — жена и дети старшего брата. Моя мама, Норайр и мы с ребенком остались дома. 28 октября мы отправились пешком в аэропорт. Аскеран почти опустел. На следующий день мы тоже выехали из Арцаха на одном из автобусов, рассказывает Стелла.

Стелла испытывает невыразимую боль от того, что могила ее отца осталась в плену. Все драгоценные воспоминания и мечты остались в Арцахе. Она мечтала о мирной и счастливой жизни для своего малыша в родной колыбели. Увы, судьба арцахских армян сложилась совсем иначе. Она чувствует облегчение от того, последние два дня ночевала в родном доме.

Семья Габриелянов, известная в Аскеране как трудолюбивая, не боявшаяся никакой работы, сталкивается со многими проблемами.

— Мы не можем найти основную работу. Это общая проблема, и везде ставятся возрастные ограничения. Моей матери, которая всю жизнь работала, трудно приспособиться к безработице. В каком-то смысле мы живем за счет поддержки государства 40+10. Пособия на ребенка не хватает даже на еду и предметы гигиены. Если слухи о частичном прекращении поддержки подтвердятся, то наша семья окажется в сложной ситуации. Прекращение финансовой помощи в разгар зимы окажет крайне негативное влияние на нас и почти на все арцахские семьи. говорит Стелла

— Во время 44-дневной Арцахской войны мы с мамой ни на один день не покидали родной Аскеран. Мои братья были на позициях. Я говорила, что мы не покинем Аскеран, пока Норайр не скажет. Он был артиллеристом, пробыл на позициях 44 дня. Это была жестокая война, но была надежда и вера. После войны казалось, что мы снова возродимся, встанем на ноги.

Я уже давно вышла из детского возраста, но хочу верить в чудо. Живу надеждой на возвращение. Я скучаю по нашему дому, моему Глижбагу, всем моим соседям и друзьям. В Арцахе мы смогли бы преодолеть все трудности, выдержать испытания…

Карине Бахшиян

f