Министерство труда и социальной защиты предлагает внести изменения и дополнения в программу господдержки по обеспечению жильем семей, вынужденно переселенных из Арцаха. По официальной информации, по состоянию на 24 октября заявки на включение в программу подали 1200 семей, 4199 человек, из них одобрено только 24 заявления, 264 заявления находятся в стадии обработки, а 912 заявлений отклонены по причине несоответствия хотя бы одного члена семьи одному из условий программы.
Step1.am побеседовал с координатором юридического отдела Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Ани Чатинян.
— О чем говорят ваши наблюдения, почему число бенефициаров жилищной программы настолько мало?
— Мы сделали свой анализ на основе замечаний арцахцев. Порог для использования программы жилобеспечения непомерно высок, в частности, обязательное требование принятия гражданства уже является дискриминационным и неприемлемым. Если государство реализует программу для беженцев, оно не должно устанавливать слишком высокий порог, преодолеть который невозможно. Мы имеем дело с вынужденными переселенцами, которые не привезли с собой документы или в силу обстоятельств не смогли вывезти документы. Госорганы Армении не владеют всей документальной базой, я имею в виду свидетельства о рождении, браке и смерти. Иными словами, нецелесообразно считать наличие определенных документов обязательными, если Республика Армения не обязана их предоставлять. Цифры уже говорят за себя: из 1200 заявок было одобрено 24. Это дает основание утверждать, что программа потерпела фиаско. И с точки зрения требования о принятии гражданства, сроков и механизмов подачи необходимых документов и получения этих документов она непреодолима.
Весь контекст программы является дискриминационным, поскольку по положениям Конвенции о беженцах беженцы в данной стране должны быть приравнкны к иностранцам. В РА такие требования для иностранцев законодательством не предусмотрены. Указанные мной проблемы и подходы, требующие судебного решения, уже говорят о провале проекта. Для использования этой программы необходимо предъявить свидетельства о рождении, смерти и браке, однако практически во всех семьях Арцаха есть люди, умершие как минимум в 90-е годы. Эти документы не сохранились, а у Армении нет баз данных по Арцаху. Эти люди вынуждены обращаться в суды за восстановлением документов в судебном порядке. Для судебного восстановления необходимы дополнительные ресурсы, время и возможности.
— То есть получается, что эта программа нуждается в коренном пересмотре?
— Да, есть необходимость тщательного пересмотра, нужно устранить обязательные условия. Должен быть предусмотрен иной порядок восстановления документов. Иными словами, государство должно дать людям возможность найти упрощенные решения по восстановлению документов, а не обращаться в суд. Обращение в суд сложно даже юристам, а людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, неегко справиться с документальной волокитой. И это в том случае, когда предусмотрены беспрецедентно сжатые сроки реализации проекта. Это также ставит людей в сложную психологическую ситуацию, потому что ни один юрист не даст гарантии, что через месяц или две недели они получат решение суда при условии подачи заявления.
— Жители Арцаха жалуются в основном на обязательность получения гражданства РА, называют это требование искусственным. Насколько правомерно это требование?
— Я уже сказала, что это абсолютно дискриминационное требование, которое противоречит обязательствам, взятым на себя Арменией по Конвенции о беженцах. Я не хочу говорить о политических подходах, но с юридической точки зрения установление такого порога недопуситмо и дискриминационно. Это условие не должно быть обязательным, могут быть случаи, когда у людей возникнет добровольное желание получить гражданство РА. В условиях постоянного проживания люди сами придут к решению, хотят они принимать гражданство или нет.
Роза Ованнисян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.