Бакинский министр обороны сразу после завершения СОР29 заявил об усилении боеготовности войск на границе с Арменией. Ранее Пашинян говорил, что после конференции ООН не исключает военных действий со стороны Баку. И его последнее интервью указывает на то, что даже устранение всех «препятствий» не решает проблему.
Международные отношения в очередной раз оказались в состоянии повышенной турбулентности, когда рушатся все «красные линии»: США дают Украине право ударить вглубь России, сама Россия применяет ракеты средней дальности «Орешник», Израиль бомбит Бейрут, МУС дает ордер на арест Нетаньяху, пропаганда трубит о без пяти минут ядерной войне.
В такой ситуации соблазн силовых решений увеличивается. Этот соблазн может стать непреодолимым для Алиева, у которого нет аргументов «за», но есть целый ящик аргументов «против». И хотя правительство Пашиняна один за другим «снимает» препятствия, силовое решение остается единственно возможным.
Самым главным барьером для Алиева был и остается Арцах и право на национальное самоопределение, и хотя кажется, будто в 2020-2023 годах этот «барьер» был снят, но документально это не удается легализовать.
Анкаре и Баку мешают армянская диаспора, лобби, и хотя правительство Армении разорвало связи с традиционной диаспорой, не сотрудничает с влиятельным армянским лобби и торпедирует его деятельность, но армянскому лобби удается сохранять актуальность национальных прав.
Баку и Москве мешает Минская группа ОБСЕ, и хотя официальный Ереван перестал говорить о переговорах в формате ОБСЕ, но мандат МГ не отозван.
«Проблемой» стали армянская церковь за рубежом как оплот армянской идентичности, и хотя Пашинян даже высказался по поводу того, что Апостольская не должна иметь «владения за пределами Армении», имея в виду, видимо, Иерусалим, Антилиас и Константинополь, Армянская церковь остается могучей силой, и Трамп звонит Араму Первому в Антилиас.
Баку, Анкаре и Москве мешают Франции, Иран и Индия, которые вооружают и поддерживают Армению. И хотя Ереван исключил их участие в переговорах и принятии решений, заявив, что выступает за «двусторонний» формат, связи с этими странами не прерваны.
Барьером для Баку является история, которую не повернешь назад. И хотя Пашинян стал отделять «реальную» Армению от «исторической», призвал заменить Арарат Арагацем, достаточно Ирану заявить о тысячелетней границе с Арменией, как все аргументы начинают сыпаться.
Баку недавно озвучил еще два препятствия – присутствие европейских наблюдателей и иски в международные суды. Пашинян вчера заявил, что и эти барьеры будут сняты, го только если «Баку подпишет договор».
Теперь настала очередь устранить последнее, самое важное препятствие – Конституцию независимой Армении, которая выстроена на идее миацума и устранения последствий Геноцида.
Баку, Москве и Анкаре, даже при поддержке официального Еревана, приходится преодолевать массу препятствий, не имея ни одного аргумента в свою пользу. Они один за другим добиваются устранения легитимных аргументов Армении, и руками правительства Пашиняна намерены выбить последнюю ножку, на которой держится Армения. Но бакинский министр обороны не зря готовится к силовому решению — права армянского народа незыблемы и не могут быть устранены устными решениями и пустыми интервью.
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.