У ЕС достаточно ресурсов, чтобы вынудить Азербайджан передать Карабах под международное управление

  • 19:49 09.01.2025

Собеседник Step1.am — политолог Андриас Гукасян.

— Господин Гукасян, о чем свидетельствуют заявления Алиева и реакция правительства Армении?

— Это, по крайней мере, указывает на то, что мирный договор в 2025 году подписан не будет. Мне это было ясно с самого начала, поскольку у нынешних властей Армении нет никаких рычагов влияния на Азербайджан. И Турция, и Россия, и Азербайджан по разным причинам не заинтересованы в мире. И эту ситуацию нетрудно было предсказать.

-Есть ли риск эскалации в ближайшем будущем?

-Что значит отказаться от установления мира? Это значит сохранить теоретическую возможность военных действий. Поскольку нет возможности достижения мира, такая теоретическая опасность присутствует, она становится политическим фактором и представляет собой определенный ресурс влияния как внутри страны, так и за ее пределами. Турция, Россия и Азербайджан хотят сохранить этот ресурс.

–А какие есть возможности предотвратить это?

— Сегодняшнее решение правительства о запуске процесса европейской интеграции с Евросоюзом запоздало. Это решение следовало принять еще в январе прошлого года, и тогда у нас была бы возможность использовать рычаги влияния Евросоюза, чтобы привести Азербайджан к миру. У Европейского Союза достаточно ресурсов, чтобы вынудить Азербайджан к миру. Евросоюз обладает достаточными ресурсами, чтобы заставить Азербайджан решить арцахскую проблему, то есть передать Арцах под международное управление и обеспечить возвращение беженцев под охраной международных войск. У ЕС есть все эти ресурсы, и с Европейским Союзом можно выстраивать политику, которая одновременно установит мир и обеспечит реализацию права на самоопределение для наших соотечественников в Арцахе. Это не противоречащие друг другу задачи. Нынешнее правительство на это не способно, поэтому мы имеем то, что имеем.

— Министр иностранных дел Арарат Мирзоян также вчера заявил, что присутствие гражданских наблюдателей ЕС в Армении является необходимостью. Как вы это расцениваете?

— Арарата Мирзояна никто не спрашивает, должны ли наблюдатели оставаться в Армении. В этом вопросе действует противодействующая сила. Даже если Арарат Мирзоян и Никол Пашинян захотят отозвать наблюдателей ЕС из Армении, им это не удастся. Не все желания сбываются.

-Появилась информация, что на следующей неделе может быть подписан документ о стратегическом сотрудничестве США и Армении. Связаны ли с этой информацией заявления из Баку, и какие возможности вы видите в подписании такого документа?

— Я думаю, да, это может быть важным фактором. Хотя недавняя публикация свидетельствует о том, что нет уверенности в подписании соглашения. Но если такое соглашение будет подписано, то для многих в Армении это может оказаться сюрпризом, поскольку люди просто не готовы к такому процессу. Это доказывает, что у сегодняшнего правительства нет ресурсов для проведения открытой, прозрачной, честной и понятной политики.

В интервью Алиева, вызвавшем такой резонанс, содержалась информация о том, что во время войны 2020 года Франция намеревалась признать Республику Арцах. Для меня это крайне важная деталь, исходящая из уст Алиева, потому что на протяжении 4 лет меня лично обвиняют в формировании в армянском обществе ожиданий, которых в реальности не существует, заявляя, будто у Армении нет друзей. И этот факт имеет большое значение и доказывает, что и США, и Франция делают Армении многочисленные предложения. Эти предложения не воплощаются в реальность или воплощаются лишь частично из-за властей Армении, а не из-за этих государств. И вся эта риторика, которая циркулирует в последние годы и звучит с самых высоких трибун, о том, что Запад не желает помогать Армении, не соответствует действительности. Доказательством тому служат заявления Алиева. Армения могла бы иметь альтернативную политику во время войны 2020 года, могла бы признать Республику Арцах, и все процессы пошли бы совершенно по-другому сценарию. Но власть выбрала определенный путь и пытается представить его как единственно возможный. Но это неправда.

Роза Ованнисян

f