Арцахцы — достойные граждане, и мы должны относиться к ним с любовью и особым вниманием

  • 13:01 26.03.2025

Собеседник Step1.amЖанна Алексанян, президент общественной организации «Журналисты во имя прав человека».

-Тикин Алексанян, сайт forrights.am, основанный общественной организацией «Журналисты во имя прав человека», проделал большую работу по защите прав различных групп. В частности, ваша деятельность была сосредоточена на вопросах прав человека в армии и в пенитенциарных учреждениях, а также вы провели колоссальную работу по установлению фактов, касающихся арцахцев. Но из-за нехватки финансирования сайт forrights.am испытывает проблемы. В чем причина сложившейся ситуации?

– Да, наше финансирование заканчивается. За это время мы обращались к различным донорам за финансированием, но так его и не получили. И теперь нам придется прекратить работу, пока не найдем финансирование. Есть и другая проблема: я знаю, что мои публичные выступления о ситуации в армии, в пенитенциарных учреждениях, о правах жителей Арцаха становятся препятствиями. Я высказывалась и раньше, но и другие правозащитники также высказывались по этим вопросам вместе со мной, но теперь я вижу, что эта сфера открыта. Если прежние власти просто игнорировали озвученные случаи насилия и пыток, то эта власть сопротивляется и мстит. Но я не могу бросить людей, которые обращаются к нам в надежде на помощь. Я надеюсь, что общество нас поддержит или мы найдем донора.

– Вы проделали большую работу по защите прав арцахцев, особенно после 19 сентября 2023 года. Какие основные проблемы вы бы выделили?

-Мы единственная организация, которая отслеживала этнические чистки арцахцев с первых дней. Освещение этих вопросов стало нашей основной работой, мы провели работу по установлению фактов. В Армении нет другой организации, которая начала бы собирать информацию именно с первых дней. Это очень важно, потому что, когда люди впервые оказались в положении перемещенных лиц, их воспоминания были свежи, у них было желание все это рассказать и поделиться. И мы собрали очень важную информацию, потому что до того, как люди перешли мост Акари, мы не знали, что на самом деле произошло в Арцахе. Никол Пашинян заявил в день заседания Совета Безопасности ООН, что армянам ничего не угрожает. Но когда мы начали общаться с этими людьми, мы обнаружили совершенно иную картину. И у нас есть все эти данные и факты о том, как люди выживали после геноцида.

19 сентября 2023 года, когда начались боевые действия, азербайджанцы одновременно вторглись в села Мартунинского и Аскеранского районов. Женщины и дети были беззащитны, поскольку мужчины находились на позициях. У нас есть интервью с главами общин, которые говорят, что не знали, что делать. Старосты села заявили, что они пытались собрать людей, женщины и дети шли в Степанакерт лесом. Почему лесом, потому что азербайджанцы перекрыли дороги, ведущие в Степанакерт, и было много случаев, когда азербайджанцы совершали габеги, стреляли и убивали, в том числе и раненых. Ситуация была ужасной, были семьи, где погибло 4 мужчины из одной семьи. Есть страшные истории: женщина потеряла троих братьев. Это был откровенный план геноцида. А в Армении не знали об этом, потому что премьер-министр Армении говорил, что люди благополучно выезжают. Между тем, это был геноцид, а взрыв склада горючего привел к еще большим потерям.

Население Арцаха оказалось в крайне тяжелом психологическом состоянии, потеряв все. Знаете, потеря родины для них стоит на первом месте. Когда мы разговаривали с ними, бытовые проблемы отходили на второй план, они подчеркивали потерю родины. У арцахцев очень высокое чувство патриотизма, они сейчас в очень тяжелом психологическом состоянии, они не представляют себе жизни в другом месте, люди просто разлагаются, именно это слово уместно употребить в данном контексте.

Они заявили, что во время депортации и геноцида, когда азербайджанцы входили в населенные пункты, людей похищали и уводили их в плен. Насколько нам удалось выяснить, Красный Крест смог вернуть некоторых из них, в том числе пожилых женщин, которых мы навестили в приграничных районах. Этих людей поселили в приграничных районам, несмотря на тяжелые психологические проблемы, муки в плену, где им не давали хлеба, избивали. Мы по-отдельности собрали факты по пленным, семьям военных. 19 сентября 2023 года погибли сотни военных. Мы, последовательно сотрудничая с Министерством обороны, работали над тем, чтобы эти люди, по крайней мере, получили причитающуюся им материальную компенсацию.

Я бы особо выделила положение женщин, особенно беременных, во время депортации. У нас есть история медсестры, которая рассказала, как много беременных женщин в Арцахе хотели прервать беременность во время 9-месячного голода и блокады. И мы подготовили отчет, в течение четырех месяцев мы проделали большую работу вместе с нашей небольшой командой. Я помню случай, который меня глубоко тронул. Когда жену погибшего солдата эвакуировали из Арцаха, она в последнюю минуту разложила на столе медали и удостоверения покойного мужа и положила рядом его военную форму: «Пусть турок зайдет и увидит, в чей дом он вошел». Патриотические чувства арцахцев очень высоки, и мне удалось узнать, кто такие арцахцы. На этом фоне народу Армении следует задуматься о достоинстве, и ему есть чему поучиться у арцахцев. Они должны требовать уважения к себе, а не терпеть все незаконные и противоправные действия этих властей.

-После депортации против глав арцахских общин были возбуждены уголовные дела. Каковы ваши наблюдения относительно этих случаев?

– Мы видели, сколько уголовных дел возбудили власти против глав арцахских сел и городов. Это откровенно бесчеловечное отношение властей к народу Арцаха. Через эти уголовные дела людей притесняли, это государственный террор. Такое отношение к людям, только что перемещенным  и пережившим трудные времена, уникально.

Мы провели мониторинг и обнаружили, что во многих случаях жители Арцаха, участвующие в митингах, подвергались преследованиям. Мы зафиксировали эти инциденты. Потом мы увидели отношение к ним со стороны полиции, случаи пыток продолжаются и по сей день. Я никогда не делала различий между жителями Арцаха и Армении, для меня наивысшей ценностью является человек, но когда видишь эту методичность… Я считаю, что защита прав человека и гуманное отношение должны быть особенными в отношении арцахцев. Государство должно было относиться к ним по-другому, они говорят, что все равны, и в отношении других армян тоже бывает насилие. Да, такое случается, но арцахцы находятся в очень тяжелом психологическом состоянии, к людям, потерявшим родину, дом и все, должно быть особое отношение. Подчеркиваю, что к ним как к беженцам нет особого отношения со стороны властей.

Фиксируя случаи насилия в отношении арцахцкв, мы всегда поднимаем вопрос грубых нарушений прав, и именно в этом смысле мы выделяем арцахцев. Вы видите, что он из Арцаха, но подвергаете незаконному насилию, желая получить показания. И никто им не запрещает это делать. Если вы подвергаете парня насилию в полицейском участке, а потом хотите сфабриковать дело против его арцахского адвоката, то это уже последовательная политика по отношению к арцахцам. Вот как я это оцениваю.

Хочу особо подчеркнуть, что когда в первые дни насильственной депортации люди транспортировали тела своих погибших сыновей для захоронения в Ераблуре, власти не разрешили водрузить над останками флаг Арцаха. Это был не один случай, нам жаловались многие люди. Мы отправляли запросы в государственные органы, задаваясь вопросом, как можно так обращаться с людьми. Так что, власти Армении последовательно делали все возможное, чтобы стереть Арцах с лица земли, и этот процесс осуществлялся с первых дней депортации. Таково бесчеловечное лицо этой власти, которое становится все более очевидным.

— Прошло полтора года с момента вынужденного переселения, а социальное положение арцахцев остается крайне тяжелым. Что вы зафиксировали по этому поводу?

-Да, положение арцахцев крайне тяжелое, прошло почти два года, и их социальное положение продолжает оставаться очень тяжелым. Те люди, которые едва выживали в Арцахе, сегодня нищенствуют. Во многих семьях есть только пожилые люди, и выживание этих людей сегодня под вопросом. Вспомним, как в зимнюю стужу лишили электричества и газа жителей Арцаха, поселившихся в здании бывшей школы-интерната в Дилижане. Это также результат пропаганды правительства, буллинга, с которым мы сталкиваемся в социальных сетях, в заявлениях правительства, так что, им все-таки удалось сформировать негативный настрой в отношении арцахцев. Я не знаю, что произойдет, если программа поддержки в размере 50 000 драмов прекратится в апреле, но знаю, что все в ужасе.

Хочу сказать, что арцахцы – достойные граждане, и мы должны относиться к ним с любовью и особым вниманием. Многие из них окажутся в трудной ситуации, и меня особенно беспокоит положение социально уязвимых слоев населения. Мы часто обращаемся в различные инстанции, пытаясь найти решения проблем. Во многих, многих случаях нам удавалось помочь этим людям. И теперь мне очень жаль, что мы не сможем продолжить эту работу. Но я еще не совсем потеряла надежду, надеюсь, мы найдем финансирование. Сайт будет работать и дальше, вся база данных доступна на нашем сайте на армянском и английском языках.

Роза Ованнисян