Руководитель НПО «Во имя Гадрута» Левон Айриян рассказал Step1.am об активном этапе борьбы в июле-августе во имя решения проблем беженцев.
Наша задача – возвращение на родину, но для этого нужен статуса беженца, впрочем, как и для решения социальных проблем, говорит Левон Айриян.
Он отмечает, что правительство Армении упорно отказывается предоставить им статус, и это связано с позицией Москвы.
«Русские говорят, что мы решили для вас все политические вопросы, остались только гуманитарные, и никаких беженцев нет. Будучи причиной образования беженцев, они не хотят, чтобы вопрос беженцев из Арцаха обсуждался в международных инстанциях», говорит Левон Айриян.
Он напомнил, что «в ООН признают за нами стасус «близкий к беженцам», хотя говорят, что мы не беженцы в чистом виде, поскольку живем среди своих сородичей». Тем не менее, в докладах ООН зафиксировано, что в результате войны 2020 года 26750 человек стали беженцами.
Правительство Армении не согласно признать даже статус «близкий к беженцам».
«Сначала мы направили обращение в управление миграции, они отправили в министерство социального обеспечения, которое и так неплохо занимается нашими социальными проблемами», говорит Левон Айриян.
Когда Баку заговорил о «западном азербайджане», правительство вдруг заинтересовалось беженцами. В Совете безопасности состоялся ряд встреч, в апреле даже организовали большую конференцию, хотя и там армянские чиновники не присутствовали. Решили создать орган по работе с беженцами, но так до сих пор и не создали.
«После того, как ситуация в Бердзорском коридоре усугубилась, мы с руководителем НПО «Возвращение к Дизаку» Маргаритой Карамян написали письмо премьеру с требованием принять нас, открыть Бердзорский коридор, вывести российские войска и потребовать размещения международных миротворцев. После этого нас позвали в офис омбудсмена, МИД, Минюст, Министерство социального обеспечения, но так ничего и не решили», говорил Левон Айриян.
Он отметил, что ажиотаж начался после требования о международных миротворцах. «Нас приняли и в посольстве России, спросили: почему вы пишете, что недовольны нами? Мы подтвердили, что так и есть», отметил он.
«Мы хотим статус беженцев и место для компактного проживания. Мы не хотим, чтобы наша община распалась, прежде чем мы сможем вернуться на свою родину», сказал Левон Айриян.
В Армении говорят, что случился правовой казус – у граждан Арцаха паспорта Армении, но это не «паспорта гражданства», они ограничены в действии. Левон Айриян говорит, что такие вопросы решаются политическим решением.
«Если в Европе, ООН нас называют беженцами, что мешает Армении дать статус, да еще привлечь международные средства, чтобы помочь нам – построить дома и так далее. Логика подсказывает, что не позволяет России, как не позволяет армянской армии сопротивляться и принимать политические решения в национальных интересах. Нам не дают статус беженцев, чтобы мы не могли вернуться в Гадрут и Шуши, так как русские не хотят возвращать Гадрут даже в случае подписания так называемого мирного договора», отметил Айриян.
Он сказал, что число беженцев только из Гадрутского района составляет 13,5 тыс. человек – 5,5 тыс. проживает в Армении, 6,5 тыс. вернулись в Арцах.
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.