В Белом доме завершились переговоры с участием Дональда Трампа, Владимира Зеленского и нескольких европейских лидеров, приехавших поддержать президента Украины. Трамп пообещал Украине гарантии безопасности, правда, от Европы, но «в координации» с США, а также заявил о начале подготовки к личной встрече Путина и Зеленского. Правда, Кремль со своей стороны публично не дал прямого обещания, но Зеленский однозначно дал понять: территориальные вопросы он готов обсуждать только с Путиным.
Украина давно дает понять, что готова обсуждать выход из ситуации с учетом территориальных реалий: Зеленский подтверждает, что не контролирует всю территорию страны в границах 1991 года, но он не готов юридически признавать принадлежность России территорий, захваченных ею с 2014 года.
Заявления Дональда Трампа свидетельствуют, что и он понял: простым обменом территориями войну не закончить. По данным Financial Times, Владимир Зеленский четко дал понять США, что не примет никаких сделок, которые включают территориальные уступки России.
«Что очень важно: все деликатные вопросы, включая территориальные, мы обсудим на уровне лидеров на трехсторонней встрече [с Трампом и Путиным]. Президент Трамп постарается организовать такую встречу», — сказал Зеленский журналистам.
Украинская делегация приехала в Белый дом сразу с несколькими «картами», не обратить внимания на которые Трамп просто не мог.
Первая и главная из них — это единодушная поддержка Европы (особенно самых симпатичных Трампу европейских лидеров, не считая Орбана, — Александра Стубба и Джорджи Мелони). Их присутствие в Вашингтоне — причем именно в качестве членов команды Зеленского, а не отстраненных посредников, как позиционирует себя Трамп, — это значимое усиление позиции Владимира Зеленского.
Вторая «карта», которую привезла Украина, — это сообщения в СМИ о запуске в серийное производство крылатой ракеты украинского производства «Фламинго». Если заявленные технические характеристики ракеты соответствует действительности, то это оружие более дальнобойное и разрушительное, чем российские крылатые ракеты «Калибр». И в радиусе его досягаемости находятся и Москва, и Санкт-Петербург.
Третья «карта» — это ликвидация силами обороны Украины прорыва российских войск под Добропольем. Вероятно, изначально этот прорыв должен был стать «картой» россиян в преддверии переговоров в Анкоридже: это помогло бы Владимиру Путину продемонстрировать, что линия фронта трещит по швам, пишет ВВС.
Зеленский добавил, что безопасность Украины складывается из двух составляющих: сильной армии и гарантий «со стороны больших стран», в том числе и США.
До сих пор США не хотели брать на себя какие-либо обязательства, оставляя это Великобритании и Франции с их «коалицией желающих». Но за день до переговоров спецпосланник Трампа Стив Уиткофф предположил, что Америка допускает гарантии, аналогичные пятой статье Устава НАТО.
Конкретных механизмов исполнения гарантий безопасности пока не озвучено, но Трамп заявил, что Украина получит «большую помощь» в рамках любой сделки. Европейские военные станут «первой линией обороны», сказал Трамп. Но США также «будут участвовать и собираются помочь им», добавил Трамп.
Вероятно, во время встречи на Аляске Владимир Путин смог убедить Трампа в том, что Россия никогда не согласится на прекращение огня, если не будет понимать, как будет выглядеть мир, который, как считает Путин, должен быть заключен на российских условиях.
«Я не думаю, что вам нужно прекращение огня. Я знаю, что это было бы неплохо. Мне нравится концепция прекращения огня по одной причине: вы немедленно прекращаете убивать людей. Но мы можем заключить мирное соглашение, пока они воюют. Стратегически это [прекращение огня] может оказаться невыгодным для одной стороны», — сказал сегодня Трамп, отвечая на вопросы журналистов.
В ходе саммита Дональд Трамп прервался, чтобы позвонить Владимиру Путину. После этого Трамп прямо заявил, что лидеры условились начать подготовку к встрече лидеров воюющих стран.
Правда, помощник российского президента Юрий Ушаков высказался аккуратнее — он заявил лишь об «идее изучить возможность повышения уровня представителей Москвы и Киева на переговорах».
В какой-то момент Дональд Трамп, забыв про невыключенный микрофон, сказал европейским коллегам: «Мне кажется, он [Путин] хочет заключить сделку. Понимаете? Как бы безумно это ни звучало».