Мы обсуждали свадьбу, а наутро была война

  • 19:44 27.09.2025

26 сентября 2020 года в Степанакерте царила обычная субботняя суета. Обсуждали предстоящую свадьбу: женщины делились планами, кто какое платье наденет, дети шутили о танцах и букете невесты. Но уже на следующее утро, 27 сентября, была война.

Так вспоминает первые часы 44-дневной войны жительница Степанакерта, мать двоих детей, Алена Абрамян.

«Рано утром я услышала грохот. Сначала подумала, что кто-то разгружает каменные блоки для строительства. Но звуки не прекращались, становились громче. Выйдя во двор, я увидела черный дым над разными районами города. Очередной взрыв уже не оставил сомнений: Степанакерт бомбят», — рассказывает она.

По словам женщины, никто не мог поверить, что ракеты целенаправленно обрушиваются на мирное население. Жители прятались в убежищах и ждали, что это скоро закончится. Но дни шли, а обстрелы не прекращались. Мужчины были на передовой. Лишь изредка им удавалось дозвониться домой.

Из Мартакерта позвонил и муж Алены. Он настоял, чтобы жена с детьми и другими женщинами с маленькими детьми эвакуировались в Армению.

В Армении Алена жила в постоянном ожидании вестей от мужа и брата. Несколько раз срывалась от нервного напряжения, но старалась держаться ради детей. Когда через 44 дня война завершилась, она вместе с другими семьями вернулась в Степанакерт.

«Мы верили, что российские миротворцы станут гарантией безопасности хотя бы на ближайшие пять лет. Но азербайджанцы продолжали наступать, убивать, захватывать села, их флаги появлялись на новых высотах. Миротворцы не вмешивались», — вспоминает Алена.

Она признается, что во время блокады и войны 2023 года не могла представить, что весь народ Арцаха подвергнется насильственной депортации. Семья Абрамян покинула Степанакерт в конце сентября, оставив все, что имела. Сейчас они живут в Горисе, снимают жилье.

«Мы пробовали обосноваться в разных городах Армении, но в Горисе, несмотря на социальные трудности, оказалось уютнее. Люди здесь добрые, да и диалект почти такой же, как у нас», — отмечает женщина.

Навсегда оставаться в Горисе семья не планирует. Они не спешат принимать гражданство, чтобы воспользоваться сертификатами на жилье.

«Иногда вижу что-то красивое для дома и едва сдерживаюсь, чтобы не купить. Всегда думаю: вот вернусь в Степанакерт, возьму это с собой. Наш дом, скорее всего, разграблен. Мы все хотим возвращения и стараемся не потерять последние крупицы веры в справедливость», — говорит Алена Абрамян.

Алвард Григорян