«Дорога Трампа»: США, Иран и Россия говорят, что «не получится»

  • 09:33 17.12.2025
Вокруг так называемой «Дороги Трампа», которая должна проходить вдоль армяно-иранской границы по территории Армении, складывается ситуация, которая подтверждает отсутствие коммерческой и транспортной значимости и чисто стратегическую миссию этого проекта. За последние дни США, Иран и Россия высказались по поводу этого проекта, и позиции практически идентичны — открытие дороги невозможно при нынешних условиях.
Почему дорога «не получится» 
Каждая из стран приводит свои аргументы — США говорят, что без выхода на Турцию дорога не имеет смысла и не откроется. Иран вновь заявил о неприемлемости «НАТО на границе Ирана» (хотя НАТО в лице Турции уже давно на этой границе). А Россия напомнила, что без нее никакой проект не получится, и Армения — член ЕАЭС.
Ключевыми являются слова «не получится».
Такое единодушие подтверждает, что соглашение о гипотетической «дороге Трампа» — это стратегический шаг США, направленный на предотвращение русско-турецкой аннексии юга Армении, которая была возможна — мирным или силовым методом. Эта аннексия готовилась с 2020 года, когда в заявление 9 ноября о Карабахе был неожиданно включен 9-й пункт о дороге через Мегри под контролем ФСБ России.
Эту дорогу в Баку, Анкаре и Москве называли «Зангезурским коридором», но тогда Ирану и западным странам удалось остановить его реализацию. Декларация 8 августа 2025 года в Вашингтоне стала еще одним большим препятствием на ее пути.
В этой связи важна позиция Армении, которая либо может сыграть на единодушии США и Ирана, либо продолжить сделку 9 ноября 2020 года и «добровольно» отдать «Зангезурский коридор».
Видение США
Турция является важным элементом видения TRIPP. Об этом заявила в интервью «СивилНет» чрезвычайный и полномочный посол США в Армении Кристина Куинн. «Этот проект станет по-настоящему влиятельным, если будет использован участок железной дороги, который проходит через Нахиджеван, возвращается через Армению — через Ширак, через Карс — в Турцию, а Турция обладает достаточно развитой железнодорожной сетью», — заявила Куинн.
По ее словам, США напрямую работают по этому вопросу с Турцией, добавив, что Армения также работает с Турцией над реализацией всех необходимых шагов для воплощения этого видения в жизнь.
«Наше видение в том, что процесс будет разработан совместно с Соединенными Штатами, посредством какого-то совместного предприятия, над созданием которого мы сейчас и работаем. Армения получит постоянное место за столом переговоров для содействия этого развития и обеспечения сохранения своей территориальной целостности, суверенитета и юрисдикции. Так что TRIPP предоставляет Армении очень крепкие гарантии того, что она не столкнется с проблемами, вызывавшими опасения», — заключила посол США.
Позиция Ирана
Советник верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти на встрече с послом Армении в ИРИ Григором Акопяном заявил, что т.н. «план Трампа» фактически идентичен проекту т.н. «Зангезурского коридора», добавив, что Тегеран решительно выступает против него, пишет IRNA.
«Иран с самого начала выступал против коридора, поскольку отвергает любые изменения региональных границ и опасается угроз для своей безопасности», – заявил Велаяти.
По его словам, этот сценарий может привести к появлению НАТО к северу от ИРИ, что создаст серьезные риски для безопасности северного Ирана.
Позиция России
«Без участия России партнеры не смогут запустить маршрут Трампа», — заявил в интервью РИА Новости Михаил Калугин, руководитель 4-го отдела МИД России по странам СНГ.

«По сути, мы имеем дело с маршрутом, который является участком, согласованным Трехсторонней [российско-армянско-азербайджанской] рабочей группой. Кроме того, Южно-Кавказская железная дорога, дочерняя компания Российских железных дорог, имеет концессионное право на управление железнодорожной инфраструктурой Армении. Маршрут Трампа будет проходить в основном через зону ответственности наших пограничников. Необходимо также учитывать членство Армении в ЕАЭС. Очевидно, что партнеры не смогут сделать это без России», — отметил Калугин, добавив, однако, что достигнутые при посредничестве России в 2021-2023 годах соглашения о разблокировке коммуникационных маршрутов на Южном Кавказе «остаются актуальными».

Армения пока все отрицает, но готовится

Председатель Постоянного комитета по иностранным делам Национального собрания Саргис Ханданян отметил, что проект «Дорога Трампа» остается инфраструктурным, а в некоторых аспектах и ​​коммерческим проектом. Это армяно-американский двусторонний проект, в нем нет компонента безопасности. 

«Мы постоянно поддерживаем связь с нашими иранскими партнерами на разных уровнях, помните, когда проект был представлен, министр иностранных дел Ирана и другие официальные лица сделали заявления о том, что их опасения развеяны. Присутствие НАТО в Армении невозможно, потому что, во-первых, у Армении нет амбиций вступать в НАТО. У Армении существует определенная структура сотрудничества с НАТО, которая никоим образом не подразумевает физического присутствия НАТО в Республике Армения», — сказал Ханданян.

Вице-спикер НС РА Рубен Рубинян на брифинге в парламенте прокомментировал заявление Али Акбара Велаяти.

«Наш посол подтвердил, что ТРИПП — это бизнес-проект, который будет функционировать под полным суверенитетом, в рамках территориальной целостности и юрисдикции Армении, на принципах равенства и мобильности. Нет, ТРИПП — это не тот же самый «Зангезурский коридор», — сказал Рубинян.

«Мы не считаем, что Ирану есть о чем беспокоиться. Это красная линия не Ирана, а Армении — экстерриториального коридора через территорию Армении не будет», — отметил Рубинян.

Участие России в проекте ТРИПП не обсуждается, отметил Рубен Рубинян, комментируя заявление России о готовности Москвы обсудить с Ереваном участие России в проекте ТРИПП. «Мы рады, что они готовы к обсуждению. Хотите, чтобы я 160 раз повторил, что таких обсуждений нет? Я не отвечаю на гипотетические вопросы», — сказал он.

«Зангезурский коридор» изначально был планом по аннексии юга Армении и упразднению армянской государственности. Вокруг этого плана был большой консенсус, частью которого является и правительство Армении. Но последние события говорят о том, что ситуация могла измениться.

Об этом свидетельствуют и экономические проекты в регионе, указывающие на то, что «Зангезурский коридор» не имеет коммерческого и инфраструктурного значения, если он под суверенитетом Армении и эгидой США. В частности, Иран, Азербайджан и Россия наконец приступили к практической части строительства железной дороги Решт-Астара, а Грузия заявила о скором официальном открытии дороги Карс-Тбилиси-Баку. Строится также участок железной дороги между Турцией и Ираном — с выходом на Центральную Азию. В этом раскладе железная дорога через Мегри под суверенитетом Армении никому не нужна. И без суверенитета она станет концом государственности Армении.     

Наира Айрумян