
Азатутюн опубликовала большой материал о драматических изгибах судьбы жителя Степанакерта Карена Аванесяна, который находится в бакинском плену и которому грозит 18 лет лишения свободы. Его история отражает путь, который предстоял пройти тем, кто остался бы в Арцахе под юрисдикцией Баку.
Высяснилось, что армянские адвокаты подали в Европейский суд по правам человека жалобу по делу Карена Аванесяна, и суд принял жалобу в экстренном порядке. Но для того, чтобы доказать проблемы Аванесяна с психикой, адвокатам нужна справка о том, что Аванесян лечился в Степанакерте от психической болезни.
Документы привезены из Арцаха и есть в наличии в армянских архивах, но правительство Армении их не выдает, ссылаясь на конфиденциальность сведений о здоровье человека и отсутствие уполномоченного самим больным лица. Не занимается этим вопросом и уполнопоченный по международным юридическим делам, хотя как может нездоровый человек, находящийся в плену, назначить кого-то уполномоченным.
Карен Аванесян действительно имеет серьезные проблемы со здоровьем и много лет в Степанакерте кормил кошек. Он остался в Арцахе после депортации всего армянского населения, чтобы продолжать свою миссию. 14 сентября бакинские СМИ неожиданно сообщили о якобы теракте в Степанакерте в день, когда там находился Алиев. И обвинили в теракте Карена Аванесяна, который якобы ранил нескольких азербайджанских полицейских и сам был ранен ответным огнем.
Как оказалось, до этого инцидента Аванесян изъявил желание переехать в Армению, но никто его вопросом не стал заниматься. Переезд Аванесяна в Армению мог бы стать для Баку крайне негативным фактом, поэтому Карену устроили в Степанакерте «теракт» и повезли «судить» в Гандзак.
Но то, что Армения не предоставляет справку о состоянии здоровья Карена Аванесяна в ЕСПЧ, которая может спасти его, не укладывается ни в какие рамки.
История Карена раскрывает две стороны его драмы: ни один армянин, даже кормящий кошек, не смог бы выжить в Степанакерте, где арцахцев настойчиво призывали остаться из Еревана — на каждого нашелся бы «раненый полицейский». И второе — отказ Армении выдать справку о здоровье Карена показывает, как Армения защищала бы тех, кто решил бы остаться и кого по своей прихоти «сажали» бы бакинские власти.