
Мы видим, что Соединенные Штаты, поддерживающие мир на Кавказе, придают значение Азербайджану и оказывают давление на Армению с целью заключения мира. Об этом недавно заявил министр иностранных дел Турции Хаrкан Фидан. Он не уточнил, о каком именно давлении идет речь, но ясно, что если вопрос решается путем давления, то это противоречит интересам и воле Армении.
Сам Трамп, говоря об Алиеве, неоднократно заявлял, что «разрешил его конфликт», намекая, что это было решение не для Армении. Единственный «плюс» – это то, что 8 августа 2025 года Трамп предотвратил возможную агрессию против Армении.
Еще в июне 2025 года Майкл Рубин, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства, написал в статье, опубликованной в Washington Examiner, что «Алиев может выдвинуть дополнительные требования, и армянское правительство может даже согласиться с некоторыми из них, но ни армянское правительство, ни западные дипломаты не смогут предотвратить дальнейшую азербайджанскую агрессию. Для Алиева это вопрос его собственного выживания».
Трамп, по сути, предотвратил войну, или, скорее, отложил её, поскольку прошло почти полгода с момента подписания соглашения, но, как многие отмечают, никакого «прогресса» нет. И следующие шесть месяцев покажут, в каком направлении будут развиваться события. Тем более, что «задача выживания» для Алиева не изменилась.
Первым испытанием станет политическая стабильность Пашиняна, поскольку Армения готовится к парламентским выборам в июне. Об этом написал на днях Люк Коффи в своей статье для Arab News.
Пашинян представлен в ней как «монополист» мира для Армении, отмечается, что остальные силы якобы продвигают интересы России и Ирана, которые якобы стоят на пути Трампа.
Однако, ни одна политическая сила в Армении не выступила против соглашений от 8 августа. Более того, некоторые пророссийские оппозиционные силы призвали к более тесному сотрудничеству с администрацией США, предлагая включить Россию в программы, против чего Трамп, похоже, не возражает.
В таком случае, кому нужно обязательное переизбрание Пашиняна и почему оно упоминается как «предпосылка для мира»? Возможны ли тайные уступки, которые Пашинян обещал сделать в случае переизбрания?
Люк Коффи отмечает, что существует также деликатный, но крайне важный вопрос Конституции Армении. Азербайджан четко заявил, что этот вопрос должен быть решен до того, как Баку сможет ратифицировать мирный договор. Следующий вопрос, требующий срочного решения, — это «путь Трампа». Несмотря на то, что Армения официально согласилась с этой концепцией, никаких существенных шагов по ее реализации предпринято не было.
По мнению автора, несмотря на эти трудности, всё ещё возможно, что 2026-й станет годом окончательного установления мира между Арменией и Азербайджаном. Для этого потребуется постоянное международное взаимодействие и непрерывное давление на обе стороны с целью выполнения ими своих обязательств.
Ключевое слово — давление: по мнению автора, выражающего довольно распространённое на Западе мнение, если Пашинян не будет переизбран, Конституция не будет изменена, и «мир» не будет заключён, то на Армению будет оказано новое давление. Это будет либо карт-бланш Алиеву на агрессию в отношении Армении, либо пошлины (Трамп признал, что заставил Алиева и Пашиняна подписать соглашение, введя 200-процентную пошлину на товары из обеих стран), либо «вариант Мадуро». Ещё один путь — это если Трамп и Путин договорятся о «разделе сфер влияния», и тогда пророссийское станет проамериканским.
На этом фоне остаётся главный вопрос: какое именно «давление» будет оказано, если Пашинян будет переизбран, если Конституция будет изменена, и придёт время выполнить «тайные условия»? И что будет вместо Карского договора?
Наира Айрумян