Эрдоган тестирует в Сирии будущую конституцию Турции, которую начал выстраивать с Арцаха

  • 11:03 19.01.2026

Президент Сирии на переходный период Ахмед аш-Шараа объявил о заключении соглашения о режиме прекращения огня с курдскими «Сирийскими демократическими силами» (SDF). Об этом в воскресенье, 18 января, сообщило агентство SANA. Однако не все вопросы решены — вчера на встречу не прибыл командующий SDF Мазлум Абди, и хотя сообщется, что встреча состоится сегодня, но все может еще измениться. Как стало известно, экс-глава иракского Курдистана Масуд Барзани издал распоряжение направить из Эрбиля (столица иракского Курдистана) три армии пешмерга (курдские военизированные формирования), оснащенные различными видами оружия и военной техникой, в направлении провинции Эль-Хасака на северо-востоке Сирии.

Курды живут и управляют немалой частью Сирии, Ирака, включая не только военные силы, но и пограничные переходы, месторождения. Несмотря на то, что у курдов нет независимого государства, но крепкая сетевая связь между курдами в Сирии, Ираке, Турции и Иране поддерживается, и этот фактор многими используется как рычаг влияния на страны региона.

В период, когда новый миропорядок строится на десуверенизации малых стран и возвращении к «зонам влияния» или империям, Турция пытается захватить контроль над странами и территориями, которые считает «османскими». Первым шагом в этом направлении стал захват Арцаха и фактическое включение Армении в зону турецкого влияния. Затем руками своих прокси Турция сменила власть в Сирии. Если в Арцахе сотрудничество с Израилем было на руку Турции, то в Сирии и особенно Иерусалиме Ангора жестко сталкивается с Израилем. В частности, как сообщается, курдские силы в Сирии связаны не только с США, но и Израилем.

Подписанный в воскресенье в Сирии документ предполагает «всеобъемлющее и немедленное прекращение огня, интеграцию курдской администрации и сил в госструктуры», хотя курды стремились сохранить фактическую автономию. Сирийские власти возьмут на себя управление гражданскими учреждениями, пограничными переходами и нефтегазовыми месторождениями.

Дамаск также подтвердил обязательства признать культурные и языковые права курдов, включая предоставление курдскому языку статуса официального языка и объявление курдского Нового года национальным праздником — первое официальное признание прав курдов с момента обретения Сирией независимости от Франции в 1946 году.

В Сирии Эрдоган тестирует свою новую Конституцию, референдум по которой планируется на 2028 год. Эта конституция призвана именем народа подтвердить новые границы Турции, которые на сегодня определяются Лозаннским и Карсским договорами. Эксперты говорят, что Эрдоган хочет изменить 1000-летнюю практику и перейти от методов захвата, ассимиляции, геноцида, лишения этнических прав и идентичности коренных наций к близкому к федерации правлению, где признаются этнические права. Это позволит «интегрировать» бывшие османские колонии не только на Ближнем Востоке, но и на Армянском нагорье, Кавказе, в том числе, российский юг, Крым и так далее.

Курды, которые более 100 лет не отказывались от своих прав и собственности, вряд ли легко согласятся с намерениями Турции.

Курдская коалиция «Силы демократической Сирии» (СДС) не будет распущена. Об этом заявил командующий организации Мазлюм Абди, сообщает Al Arabiya. «Мы приняли условия соглашения, чтобы остановить кровопролитие», — отметил он. По его словам, СДС «не распались и не потерпели поражение» и «продолжат защищать свои территории».

«Наш президент Тайип Эрдоган провел телефонный разговор с президентом Сирии Ахмедом аш-Шараа и указал, что Турция придает большое значение территориальной целостности, единству, солидарности, стабильности и безопасности Сирии. Он заявил, что полное освобождение сирийской территории от терроризма необходимо как самой Сирии, так и всему региону», – говорится в сообщении канцелярии Эрдогана.

Сирийские курды не стремятся к отделению или созданию независимого государства и связывают свое будущее с единой Сирией, заявил агентству Reuters командир курдских «отрядов народной самообороны» (YPG) Сипан Хамо.

«Наша главная надежда в том, что появится конкретный результат, прежде всего со стороны коалиции и Соединенных Штатов, – то есть что они будут вмешиваться в существующие проблемы более решительно, чем это происходит сейчас», – заявил Хамо.

Хамо заявил, что сирийские курды «рассматривают Израиль как сильное государство в регионе со своей повесткой. Мы надеемся, что позиция, которую другие страны региона занимали в отношении некоторых меньшинств в Сирии, будет распространена и на курдов».

Отвечая на вопрос, идет ли речь о позиции Израиля в отношении друзского меньшинства прошлым летом, когда израильские ВВС наносили удары по Дамаску и сирийским войскам, Хамо ответил: «Конечно».