Сюник
Геополитические «галограммы», которые искусственно складываются вокруг Армении, меняются на глазах: только недавно ЕС и США были конкурентами России и Ирана на Южном Кавказе, а теперь США и Россия вытесняют Европу из региона и изолируют Иран. Картинка трансформаций воплощается в проектах ТРИПП, предложенной Дональдом Трампом.
Параллельно складывается другая «галограмма», где Армения с помощью европейских денег отчаянно борется с «гибридными угрозами» и «дезинформацией. И хотя власти не называют источником «гибридных угроз» Россию, но, как говорит Сисак Габриелян, все и так знают, что это слон.
С самого начала Россия обозначила, что без нее разблокирование региона и новые коммуникации невозможны — российские пограничники стоят на армяно-иранской и армяно-турецкой границе, Армения — член таможенного союза ЕАЭС, и, наконец, армянские железные дороги принадлежат России по концессионному договору.
Пока ЕС выделяет деньги на «гибридные» угрозы от России, США ни разу не отвергали вероятность сотрудничества с Россией в регионе. Есть подозрения, что в ходе предстоящего в феврале визита в Армению и Азебайджан вице-президент Венс может заявить о готовности США сотрудничать с Россией — как с третьей стороной.
Правительство Армении намерено углубить сотрудничество с российскими партнерами по разблокировке региональных коммуникаций. Об этом заявил Никол Пашинян.
«Мы письменно обращались по этому вопросу. Пока не знаю, есть ли письменный ответ, но в целом мы видим положительные сигналы и, надеемся, что процесс ускорится», — заявил Пашинян.
Речь идет о достройке участков железных дорог в Армении до границ Турции, Азербайджана и Нахиджевана.
«Если по каким-то причинам наши российские партнеры не пожелают инвестировать, мы заберем эти участки и все сделаем сами», — заявил Пашинян.
Но зачем России отказываться, если еще в заявление 9 ноября 2020 года пять лет назад Россия внесла пункт, согласно которому «Зангезурский » коридор должна контролировать ФСБ России?
Запросы Еревана оперативно прорабатываются, сказала на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя просьбу Армении отремонтировать железнодорожные участки, ведущие в Турцию и Азербайджан.
Что касается «маршрута Трампа», то по ее словам, Москва подтверждает готовность изучить возможные варианты подключения с учетом уникальной экспертизы РЖД. При этом прежде стоит тщательно ознакомиться с деталями реализации и функционирования этой инициативы.
«В силе остается наше предложение Еревану провести предметные консультации с участием всех заинтересованных ведомств», — сказала Захарова.
Таким образом, Россия готова к участию в проекте ТРИПП, и сразу же возникает вопрос, является ли это «гибридной» угрозой, с которой власти будут бороться на европейские деньги?
С другой стороны, министр ИД Армении буквально на днях заявлял, что не видит перспектив участия России и Турции в ТРИПП. Теперь получается, что Россия готова участвовать в ТРИПП, и если США не против, что скажет правительство Армении?
Пассаж России, неожиданно согласившейся со своим же проектом 5-летней давности, смешал карты не только власти, но и оппозиции Армении.
Заявивший о намерении возглавить оппозиционный блок Армения на предстоящих выборах второй президент Армении Роберт Кочарян уверен: Россия не будет привлечена к реализации проекта TRIPP. Об этом он заявил 29 января на пресс-конференции, комментируя заявления зампреда комитета Госдумы РФ по СНГ Константина Затулина по части участия РФ в этом проекте.
«А кто сказал, что Россия будет привлечена к проекту TRIPP? Напротив, США будут делать все возможное, чтобы никакая страна, имеющая хорошие отношения с Ираном, не была привлечена к этому проекту. Лично у меня сложилось такое впечатление и именно по этой причине я и сомневаюсь в истинных целях этого проекта», — заявил Кочарян.
Он, конечно, слукавил, говоря о хороших отношениях Ирана с Россией — ему-то хорошо известно, как хищно российский Газпром экспроприирвал проложенный во времена Кочаряна газопровод Иран-Армения. Слукавил он и о «честности» России, которая, якобы, не станет участвовать в антииранских проектах США.
При этом он признался, что приветствовал бы проект TRIPP «двумя руками», если бы либо Россия, либо Китай присоединились бы к этому проекту. Это нивелировало бы опасения Ирана относительно этого проекта.
TRIPP — это армяно-американский проект для Азербайджана и Турции. Армянский интерес здесь вообще не просматривается, сказал Роберт Кочарян.
Получилось весьма неудобно: Армения «ради вежливости» сделала предложение России, и та с радостью согласилась. Теперь срочно нужно будет искать новые гибридные угрозы. Хотя кто сказал, что угрозой была Россия?