Вот если бы армянские железные дороги были бы не российскими…

  • 02:31 11.02.2026

Хотя Никол Пашинян пытается утверждать, что «дорога Трампа» — это чисто американо-армянский инвестиционный проект, очевидно, что это не так. В частности, сегодня было заявлено, что таможенные пошлины на «дороге Трампа» будут уплачиваться по евразийской процедуре, поскольку Армения является членом ЕАЭС. Иран в очередной раз заявил, что изменение региональных границ неприемлемо для Тегерана. Между тем, вице-президент США Вэнс подписал меморандум с Алиевым о соединении Среднего коридора с ТРИПП. Армения в этом не участвует.

Тегеран ожидает, что Ереван и Баку учтут его позицию при принятии решений. Об этом заявил на пресс-конференции представитель МИД Ирана Эсмаил Багаи, отвечая на вопрос о визите вице-президента США в регион.

По словам иранского дипломата, Тегеран поддерживает развитие транспортных связей между соседними странами, но считает неприемлемой любую инициативу, угрожающую границам региона.

В случае «маршрута Трампа» будет действовать таможенная служба, и поскольку Армения является членом ЕАЭС, в этом случае будет действовать правовая система ЕАЭС, заявил 10 февраля председатель Комитета по государственным доходам Республики Армения Эдуард Акопян. Он долго и нудно пояснял, почему пассажиры на дороге Трампа не будут видеть «лиц» армянских таможенников, ибо это будет «граница будущего».

В то же время Россия выражает готовность участвовать в ТРИПП, напоминая, что является концессионером Армянских железных дорог. Однако выясняется, что ТРИПП не имеет никакого отношения к Армянским железным дорогам.

«Мы не намерены наносить вред интересам России, никто не сможет вовлечь нас в логику действий против России», — заявил Никол Пашинян в эфире H1.

«Мы обратились к нашим российским партнерам, и в политическом плане, похоже, получили положительный отклик, но здесь есть очень важный практический вопрос. Очевидно, что железная дорога войдет в Мегри из Зангелана и протянется до Нахиджевана. Турция и Азербайджан объявили о проекте строительства новой железной дороги от Карса до Нахиджевана. Мы ожидаем, что железная дорога будет проходить по маршруту Ерасх-Ахурик, где уже есть железная дорога. Но тот факт, что участок армянской железной дороги находится под российской юрисдикцией, используется для того, чтобы представить турецкий маршрут Карс-Дилижу в более выгодном свете.

Нам нужно подумать, что здесь делать. Это не вопрос на 1-2 года. Нам нужно найти решение, и сделать это в дружественной, братской логике», — сказал Пашинян.

«Я задал этот вопрос нашим коллегам, президентам Турции и Азербайджана: мы движемся к урегулированию, в Армении уже есть железная дорога, зачем вы тратите несколько миллиардов на то, что уже есть? Они ответили на этот вопрос дипломатическим молчанием. Но, судя по международным дискуссиям, мы понимаем, что главная проблема в российском контроле», — подчеркнул Пашинян.

По сути, он утверждает, что если бы Армянская железная дорога не находилась в российской концессии, то Турция и Азербайджан охотно пользовались бы армянскими дорогами. Ничего не скажешь, хороший способ оправдать изначально очевидный тренд на то, что ТРИПП — это не деблокада Армении, а полная изоляция Армении путем отчуждения армяно-иранской границы. Именно эта задача и была заложена в заявлении от 9 ноября 2020 года.