ТРИПП без «перекрестка мира»: что происходит на армяно-иранской границе

  • 18:00 15.02.2026

Иностранным журналистам и даже гражданам Армении, которые знают о ТРИПП и «Перекрестке мира» по информационным «интервенциям», может показаться, что в Сюнике царит ажиотаж, везде бродят инженеры с карандашами за ухом, которые делают обмеры, а за ними стоят машины с рельсами и шпалами, котовые лечь в ровную линию с великой миссией — связать, наконец, Центральную Азию с Европой.

На самом деле спустя 6 месяцев после подписания 8 августа 2025 года в Вашингтоне декларации о «Дороге Трампа» — ТРИПП на юге армяно-иранской границе в Сюнике, где должна пройти дорога, ровным счетом ничего не изменилось. По-прежнему бесхозно валяются советские вагоны, работа не проводится, а активность наблюдается только на новой дороге, которая связывает Армению и Иран. Иранские компании строят мосты, вырубают тоннели, полным ходом идет асфальтирование.

Спустя 6 месяцев после принятия Декларации о ТРИПП не известен даже маршрут и ширина дороги. Никол Пашинян обмолвился, что дорога будет шириной 500 м. Но также он заявил, что Баку и Анкара не хотят продолжить ТРИПП через Нахиджеван и Армению к границе Турции. В чем тогда смысл того, чтобы Армения строила железную дорогу на своей территории для Турции и Азербайджана? Ведь подключение к «глобальным» проектам Пашинян вдохновенно объяснял разблокированием и «Перекрестком мира», а тут выясняется, что Армению не только не разблокируют, а хотят заблокировать и со стороны Ирана.

Впрочем, Алиев, как всегда, оказался более откровенным. Отвечая на Мюнхенской конференции на вопрос армянского журналиста о транспортно-логистическом проекте «Перекресток мира», предложенном армянскими властями еще при администрации Байдена, который имел преимущества по сравнению с проектом TRIPP, Алиев ответил:

«Что касается так называемого «Перекрестка мира», вы знаете, когда президент Трамп вернулся (к власти), он запустил TRIPP. Вот когда президент Байден вернется, он и перезапустит ваш «Перекресток мира»».

Что касается самого ТРИПП, то, как сказал Алиев, у них нет проблем с нефтепроводами и железнодорожной логистикой. «Азербайджан не испытывает особых сложностей ни в обеспечении транзитных перевозок, ни в экспорте своей продукции, хотя Зангезурский коридор будет дополнительным вкладом в это. А вот вопросы, связанные с электрическими кабелями, фибероптическими кабелями, с транспортировкой и транзитом информации в результате деятельности дата-центров и искусственного интеллекта – все это сейчас то, чем мы конкретно занимаемся», – добавил он.

«Поэтому, когда мы говорим о коридорах, конечно, мы должны шире смотреть на этот вопрос: не только железная дорога, не только автомобильная дорога, но все, что способствует связности и отвечает требованиям современного мира», – резюмировал Алиев.

То есть Алиеву интересен контроль над армяно-иранской границей прежде всего с точки зрения передачи электричества и информации по оптико-волоконным кабелям.

Со стратегической точки зрения дорога Трампа временно оградила Армению от агрессивных действий, однако любое изменение конъюнктуры может привести к упразднению этого фактора сдерживания.