Собеседник Step1.am – арцахский аналитик Давид Карабекян.
— Господин Карабекян, ожидалось, что президент Арцаха Самвел Шахраманян публично отменит свой указ, но этого не произошло. Как вы оцениваете ситуацию?
— Мы с самого начала не придерживались ни буквы закона, ни высших целей армянского государства, которые были зафиксированы при создании Республики Арцах и Республики Армения. В результате мы оказались на перепутье. И власти Армении, и Арцаха ожидают диктата могущественных стран. Похоже, сейчас ситуация такова, что некоторые сверхдержавы стали понимать необходимость Республики Арцах как балансирующего фактора. Но существует множество факторов, которые играют в нашу пользу и создают для нас проблемы. Мне кажется, именно этим обусловлена неопределенность позиции Самвела Шахраманяна. У нас пока нет достаточно мощной политической и экономической элиты, связи с диаспорой, чтобы мы могли четко предъявить миру свои претензии. Нам нужна новая элита, а пока приходится обслуживать внешний заказ.
Самвел Шахраманян заявил, что в правовой базе Арцаха нет документа, предусматривающего роспуск государственных институтов Арцаха. Если такого документа нет, то все решения, касающиеся приостановления деятельности государственных органов, должны быть пересмотрены. Если необходимо внести какие-то другие поправки, то арцахское общество — посредством политических сил Арцаха, неправительственных организаций и парламента — должно сформировать новый формат, который будет в состоянии выражать коллективную волю и интересы народа. Иными словами, мы не должны мириться с тем, что произошло в 2020-2023 годах. Желаю, чтобы в новом году мы могли честно поговорить с нашим народом и четко выразить свою волю.
— Какими ресурсами располагает армянский народ? Сейчас пытаются привить людям пораженческие тезисы и настроения отчаяния.
— Израиль сначала сформировал подходящий геополитический и военно-политический фон и только потом начал войну в Газе. В 1920-е годы нас депортировали, Карс опустошили, чтобы их вопросы вышли на первый план. Сейчас, даже в этих условиях, армянский народ обладает могучим потенциалом, и если не будет форс-мажора, внутреннего раскола, неопределенности, трусости и фобий политических деятелей, то мы можем диктовать свою повестку дня. Мы должны продвигать свои интересы, и делать это нужно максимально четко. Если Республика Арцах обладает властью, независимо от того, находится она в изгнании или нет, она должна отменить это решение или официально устранить его правовые последствия. Парадоксальная ситуация: вроде, они не признают, что государство распущено, а государственные институты не работают, люди уволены с работы, то есть указ выполняется.
Ален Симонян утверждает, что деятельность госорганов Арцаха вы ущерб государственности Армении. А создание правительства «Западного Азербайджана» не является угрозой безопасности Армении, или это лучше, чем существование правительства другого армянского государства на территории Армении? Они уже предъявляют территориальные претензии Армении, разве это не большая угроза, чем сессия парламента Арцаха? Столь робкая позиция приводит к тому, что угрозы нарастают. Как только мы начали сдаваться, тут же потеряли политическое лицо, стали мириться с происходящим, и наши потери преумножились. А между тем в декабре 1989 года, когда два армянских государства заговорили о своих правах и легитимных требованиях, когда мы заговорили с точки зрения интересов армянского народа, у нас появились достижения и победы. Мы должны руководствоваться этой логикой. Мы не должны говорить о 29,8 тысячах квадратных километров, а обязаны поставить вопрос о территориях, на которые мы имеем право, начиная с Карсской области и заканчивая территориями Северного Арцаха.
Роза Ованнисян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.