Европейский Союз поддерживает стабильный и прочный мир, следовательно, усилия по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном должны быть продолжены более быстрыми темпами. Это заявил официальный представитель ЕС по внешним связям и политике безопасности Петер Стано в интервью брюссельскому корреспонденту «Арменпресс», подразумевая возможные действия ЕС против азербайджанской агрессии, применение санкций, миссию наблюдателей ЕС, дислоцированную в Армении, и заявления Азербайджана, выступающего против нее.
— Недавно азербайджанские войска, дислоцированные на суверенной территории Армении, начали очередную неспровоцированную агрессию против Армении, в результате чего погибли 4 военнослужащих. Вверховный представитель ЕС предупреждал о тяжелых последствиях для Азербайджана, если он продолжит свои агрессивные действия. Каковы будут Ваши действия теперь?
— Конечно, мы осуждаем гибель каждого человека, где бы она ни произошла, при любых обстоятельствах. Но этот повторяющийся, к сожалению, повторяющийся инцидент, еще раз подчеркнул, что необходимо силы удалить друг от друга и приложить гораздо большие усилия, меры и действия, предотвращающих подобные инциденты, потому что ни к чему положительному они не приводят. Они способствуют формированию атмосферы напряженности и недоверия и добавляют трагедии. Так что это действительно показывает острую необходимость дистанцировать державы друг от друга, и ЕС уже давно отстаивает эту точку зрения. Мы поддерживаем стабильный и прочный мир, поэтому усилия по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном должны продолжаться более быстрыми темпами. Этот инцидент напоминает нам, насколько важно продолжать процесс нормализации отношений, поскольку без нормализации существует риск того, что подобные инциденты будут повторяться снова и снова. Как я уже сказал, это только ухудшает общую атмосферу. Так что, с одной стороны, действительно важно проявлять сдержанность, а с другой — дистанцировать силы друг от друга.
— Каковы будут конкретные действия ЕС, ведь, в конце концов, азербайджанское нападение было совершено именно на суверенной территории Армении? Вы всегда делаете упор на дипломатию, переговоры и т. д., Но это не инструменты, которые остановят Алиева, инциденты продолжаются, следовательно, какие действия предпримет ЕС, поскольку суверенная территория Армении находится в опасности?
— Во-первых, ЕС не является действующим лицом, вовлеченной в этот вопрос стороной. По сути, это двусторонняя проблема, проблема уважения международного права. Мы всегда говорим, что территориальная целостность и суверенитет стран должны уважаться, мы ожидаем, что когда возникают споры вокруг них, они должны решаться за столом переговоров. Таким образом, мы можем работать с партнерами не как прямая сторона или непосредственный участник, а как третья сторона и поощрять решать все вопросы сообща, обсуждая их за столом переговоров, а не выстрелами. И я повторяю, вот почему мы вместе с председателем Европейского совета и специальным представителем Тойво Клааром участвовали вовлечены в процесс нормализации.
— На совместной пресс-конференции после последнего заседания Совета Партнерства ЕС-Армения г-н Боррель заявил, что отношения находятся на самом высоком уровне. Если это так, то почему ЕС не предпринимает практических шагов для привлечения Азербайджана к ответственности?
— Верховный представитель Боррель действительно сказал, что отношения между ЕС и Арменией в настоящее время находятся на лучшем этапе, на самом высоком уровне, и мы полны решимости продолжать работать над их углублением и укреплением. Вот почему две недели назад в Брюсселе мы договорились начать работу над соглашением о новом партнерстве с Арменией или повесткой дня нового партнерства, чтобы раскрыть весь потенциал нашего сотрудничества. Армении оказывается всесторонняя поддержка, в частности, в практических вопросах экономики, социальное развитие посредством плана экономических инвестиций, гуманитарной помощи, например, беженцам (насильственно перемещенные лица: ред.) из Нагорного Карабаха. Мы работаем над укреплением стабильности Армении, в частности, над устойчивостью экономики, и мы делаем это с помощью европейской инвестиционной программы, экономического инвестиционного плана, а также с помощью других средств. Мы уже говорили в прошлом году, что также собираемся изучить возможности укрепления обороноспособности Армении, конечно, речь идет о средствах и инструментах, не приводящих к смерти. Но это то, что лежит на столе.
В рамках обсуждений и сотрудничества в рамках этого нового партнерства мы включим и сферу безопасности и обороны, есть практические шаги, чтобы помочь Армении быть более сильной, более устойчивой к любой проблеме в условиях, угрожающих ее безопасности. В то же время мы продолжим сотрудничать и с Азербайджаном, пытаясь очень строго донести до него мысль о том, что односторонние действия, такие как угроза применения силы и нарушения международного права, не являются способом продвижения вперед, и они будут иметь последствия. Мы находимся на таком этапе отношений с Азербайджаном, что, по-прежнему предпочитаем вовлеченность угрозам. Но, если ситуация продолжит развиваться в негативном направлении, то государства-члены (государства-члены ЕС:ред.) будут продолжать оказывать давление на Азербайджан. Они должны решить пересмотреть ситуацию и понять, какие другие инструменты мы можем использовать.
— Какова красная линия ЕС, когда Вы скажете — довольно? Каково обязательное условие применения санкций против Азербайджана?
— Возможно, мне следует кое-что уточнить. Санкции ЕС в целом не являются волшебным решением всех проблем. Санкции всегда применяются в сочетании с другими инструментами, которые мы используем. Обычно мы начинаем вводить санкции, когда все остальные инструменты не достигают желаемых целей.
— А не думаете ли Вы, что санкции помогут остановить Алиева, и он как минимум дважды подумает, прежде чем нападать на Армению?
— Мы по-прежнему считаем, что никто не нападет на Армению, что все угрозы будут устранены в ходе вовлеченности. Но в то же время Европейский Союз очень четко заявил, что в случае нарушения территориальной целостности и суверенитета Армении мы отреагируем. Опять же, я должен повторить, мы не можем действительно сосредоточиться только на санкциях как на единственной волшебной палочке, которая решает все, включая их использовани как возможность. Если мы посмотрим на историю применения санкций Европейским Союзом, то увидим, что обычно мы прибегаем к ним — в крайнем случае. Мы не должны забывать принцип принятия санкций, это инструмент в руках государств-членов, которые должны сначала собраться вместе и решить, это решение должно быть принято единогласно всеми 27 государствами-членами. Это вспомогательная мера в сочетании с другими инструментами, которые Евросоюз всегда предпочитает использовать для решения проблем и устранения угроз и вызовов.
— ЕС расширяет свою миссию в Армении. В то же время МИД Азербайджана приглашает посла ЕС в министерство и заявляет, что наблюдательная миссия ЕС в Армении занимается антиазербайджанской пропагандой вместо того, чтобы укреплять доверие. Какова Ваша реакция на такую позицию?
— Европейский Союз решил начать свою миссию в Армении по просьбе Армении, и мы развернули эту миссию на территории Армении, и поэтому эта миссия находится между ЕС и Арменией. Обвинения и постоянная критика со стороны Азербайджана беспочвенны и очень болезненны. Частью миссии, или, скорее, одной из амбиций, является также ее участие в мерах по укреплению доверия с Азербайджаном, и это работает. Так что, мы при каждом удобном случае повторяем Азербайджану предложение заняться нашей миссией, потому что это принесет только пользу. Это невооруженная гражданская миссия, дислоцированная на территории суверенной Армении с целью наблюдения и информирования о происходящем. Кроме того, чтобы заверить армян, что есть партнер ЕС, который заботится об их безопасности и защите. Это не миссия против кого-либо. Это миссия по укреплению стабильности, и мы также надеемся, что она в конечном итоге будет способствовать укреплению доверия. Поэтому наше предложение о сотрудничестве с Азербайджаном действительно, но в то же время мы решительно отвергаем все необоснованные обвинения и критику, направленные в адрес этой миссии.
— Поздравления президента Европейского совета Шарля Мишеля в адрес Алиева и заявление EEAS относительно выборов в Азербайджане не являются хорошим примером общеевропейской политики. Некоторые эксперты подчеркивают различия между этими двумя подходами. Каково Ваше объяснение этому?
— Евросоюз проводит одну политику, говорит в один голос. То, что вы описываете, — это два разных аспекта или взгляда на одну и ту же проблему. В Европейском Союзе принято поздравлять людей, которые избраны или переизбраны на свои должности, будь то на уровне премьер-министра или главы государства, поэтому это делается на соответствующем уровне. Итак, Шарль Мишель, как президент Европейского совета, говорит со своими коллегами, он говорит с президентом и премьер-министром. Поэтому президент посчитал, что ему следует поздравить президента Алиева с переизбранием, и он это сделал. Это не мешает нам прислушиваться к обеспокоенности, высказанной миссией наблюдателей ЕС на местах, которая выявила нарушения в избирательном процессе. Если внимательно прочитать оценку, то в отчете не ставится под сомнение легитимность выборов или избрания г-на Алиева, миссия указывает на все нарушения и проблемы и дает рекомендации на будущее, чтобы предстоящие выборы были проведены гораздо больше в соответствии с международными стандартами. Итак, это две фазы одного и того же вопроса, но рассмотренные под разными углами. Наша роль как дипломатической службы Европейского Союза заключается в том, чтобы сосредоточиться на этих процессах, сосредоточиться на том, что необходимо улучшить. Мы обсуждаем это с Азербайджаном. У нас постоянный диалог. Через несколько недель у нас состоится политическая встреча на высшем уровне в рамках двустороннего сотрудничества. Таким образом, мы поднимаем эти вопросы, обсуждаем их. Я думаю, что окончательный отчет о выборах еще не доступен. Это был предварительный отчет, а окончательный отчет обычно публикуется через несколько недель или несколько месяцев, и тогда мы, конечно, очень и очень серьезно отнесемся к этому выводу и будем сотрудничать с Азербайджаном, чтобы убедиться, что они выполняют все требования и рекомендации.
— Посол ЕС в Армении Василис Марагос сообщил, что Жозеп Боррель планирует посетить Армению. Можете ли Вы указать конкретную дату и цель визита?
— Верховный представитель, безусловно, привержен и хочет посетить все наши страны-партнеры, особенно тех партнеров, которые заинтересованы в углублении и укреплении своего сотрудничества с Евросоюзом. С другой стороны, Верховный представитель отвечает за внешнюю политику и политику безопасности ЕС, и эта политика в настоящее время сталкивается с огромными проблемами, которые требуют от него присутствия во многих местах, на многих мероприятиях почти одновременно. Поэтому, конечно, вопрос стоит на повестке, мы прорабатываем возможную дату. На данном этапе нам нечего объявлять, но мы надеемся, что он сможет очень скоро посетить Армению, чтобы передать послание о приверженности Европы и готовности расширять и углублять сотрудничество с Арменией.
Лилит Гаспарян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.