Вчера было сообщено о том, что для решения проблем арцахцев министерство соцобеспечения Армении совместно с ЮНЕСКО создали «горячую линию» 114 в Телеграм. Как говорится, дожили – чтобы министерство соцобеспечени могло по телефону общаться с арцахцами, обязательно финансирование ЮНЕСКО.
Прошло уже более 9 месяцев после депортации арцахцев, и по сей день в Армении не создано ни одного органа, который занимался бы многочисленными проблемами людей, потерявших не только родину, жилье, имущество, но и социальный и гражданский статус. Были созданы какие-то Гуманитарные центры и даже межведоственный отдел, который также занимается гуманитарными проблемами, но безо всяких полномочий. Все остальные вопросы решаются в электронном порядке, а если не решаются, то и обратиться некуда – чемодан, вокзал, Краснодар, и туда вам и дорога.
Общение с арцахцами «вживую» происходит только в Паспортных центрах, где синие армянские папорта меняют на другие синие паспорта. И даже строгие тети в паспортных отделах не могут объяснить смысл этой манипуляции.
Сегодня омбудсмен Арцаха Гегам Степанян написал, что арцахцы, пенсионный возраст которых наступил после депортации, сталкиваются с проблемами при назначении пенсий в Армении, так как нет базы трудового стажа арцахцев с 1992 по 2014 годы. Можно восстановить стаж через суд, но это требует времени и средств. А органа, который мог бы заниматься этими вопросами централизованно, нет.
Почему правительство Армении относится к арцахцам как к прокаженным, не позволяя, чтобы уже существующие арцахские структуры – государственные, муниципальные или общественные – продолжали легально действовать в Армении и занимались проблемами арцахцев системно? И почему правительство не создает отдельный орган, где были бы сконцентрированы все арцахские базы, куда арцахцы могли бы обращаться со своими вопросами? Кто в мире может быть против того, чтобы в Армении правительство сосредоточило работу со своими соотечественниками в одной структуре?
Рационального ответа на этот вопрос нет, поэтому на ум приходят почти конспирологические версии, например, связанные с деньгами. Вернее, с их неконтролируемой тратой. Правительство Армении получает от международных доноров немалые деньги, которые должны быть направлены на нужды арцахцев. Наличие единого органа, который оценивал бы нужды, занимался бы инвентаризацией и решением проблем, означало бы, что и поступающие от доноров и от самого правительства средства должны проходить через этот орган или единый фонд. А это, в свою очередь, подразумевает подотчетность.
Многие международные доноры никак не возьмут в толк, куда уходит и как тратятся средства, кто принимает решения. Самый яркий пример – жилищная программа, которая как бы уже объявлена, заявки можно подавать, деньги, соответственно, тоже начинают поступать, но никто не знает, сколько человек уже зарегистрировано (видимо, нисколько, потому что выдвинуто условие – вся семья должна взять граданство РА), кому и сколько денег выделено, что происходит с уже собранными средствами, а главное, как это проверить.
Пашинян, говоря о недопустимости правительства Арцаха в изгнании, заявил, что в Армении должно быть только одно правительство. Правильнее было бы сказать – в Армении только один человек должен распоряжаться всеми средствами и принимать решения.
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.