
По инициативе Ванадзорского отделения Хельсинкской гражданской ассамблеи был создан цикл историй под названием «Из Арцаха в Армению», в котором представлены истории разных семей, насильственно перемещенных из Арцаха.
Мать семейства рассказывает свою историю:
1 октября мы прибыли в Артагюх. Мы покинули Арцах 25 сентября, а 28-го уже были в Горисе. Нам предложили два варианта: поехать в Ванадзор или Спитак. Поскольку состояние здоровья моего мужа Армена не позволяло нам оставаться в Ванадзоре (там слишком влажно), мы решили поехать в Спитак. При поддержке старосты села поселились в Артагюхе.
«Приспособиться? Не знаю, можно и так сказать. Мой муж Армен — военный, участник войны, был ранен во время боевых действий и сейчас получает военную пенсию. Я не могу работать, сижу дома и ухаживаю за ним. Мой день начинается с шитья сумок и ухода за детьми. Все домашние дела ложатся на меня и мою старшую дочь. Она мечтает стать врачом».
«Я не почувствовала никакого разделения между карабахцами и жителями Армении. В первый же день староста деревни и его семья очень тепло нас встретили.
Моя жизнь начинается утром с приготовления завтрака для детей, я отправляю их в школу, потом занимаюсь мужем.
Моя старшая дочь помогает по дому, хотя не любит заниматься домашними делами, она больше сосредоточена на своей будущей профессии».
«Первая и самая важная цель — обрести дом. Затем — вопрос образования моих детей».
«Я скучаю по дому… Люди здесь дружелюбные, но каждый шаг напоминает мне об Арцахе. Мы часто смотрим по карте на нашу деревню, наш дом, наш сад. Дома разрушены, школа, наш двор, крыша… нет деревьев. Хотя это был прекрасный сад. Сейчас они все разрушают, ничего не строят.
У меня есть привычка все снимать, но в день депортации я ничего не снимала. Я не хотела помнить».
Рассказывает глава семьи: «Я начал служить в 2013 году. 7 ноября 2020 года меня ранили, а 9-го война закончилась. Изранены были все части тела. Невредимыми остались только одна нога и одна рука. Полтора месяца я был в коме.
Моя жена семь месяцев прожила в Ереване, ухаживая за мной в больнице. Дети оставались дома одни. Моей старшей дочери тогда было 9 лет, и вся забота о доме легла на её плечи: она и готовила уроки, и присматривала за младшими, купала их, стирала и готовила еду. Соседи даже не догадывались, что дома нет взрослых».
Дети рассказывают свои истории
Лилия (12): «Я очень любила наш дом в Карабахе, но здесь школа лучше. Я не понимаю, почему мы должны были покинуть свой дом. Что такое война, зачем она нужна? Мне не хватает друзей из Карабаха, игр, а здесь у меня нет друзей, я играю с нашими. В Карабахе я ходила на танцы, Самвел — на карате, а здесь мы никуда не ходим».
«Мир — это когда люди ничего не делают плохого друг другу и живут мирно».
Лусине (14): Мне не нравится жизнь в Армении, нравится, наверное, дружелюбие, и я мечтаю стать кардиологом. Я готова учиться 15-20 лет ради этого. Надеюсь, через несколько лет вернуться на родину. Я мечтаю вернуться в Арцах и чтобы мой отец выздоровел, но вряд ли ему станет лучше.
Самвел (9): Я мечтаю, чтобы мой отец выздоровел, и мы вернулись в Карабах. И я хочу квадроцикл. Я хочу стать военным, потому что мой отец был военным, и все были военными.
Мир — это когда люди не убивают друг друга, ни одна страна не нападает на другую. Но я не думаю, что будет мир. Они убивают каждый день столько лет…»